Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 38 (1332)
7.10.2016
НОВОСТИ
Актуальная тема
Правопорядок
Детектив
Проблемы и решения
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Мяч в игре
Культура
Школьный меридиан
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 38 (1332), 7.10.2016

ОДЕССКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ:
ЧЕРЕЗ ГОДЫ И ВОСПОМИНАНИЯ

Исполнилось 60 лет появлению в Одессе местного телевидения. Об этапах его развития вспоминают телевизионщики-старожилы.


Первые эксперименты с ТВ в Одессе начались в 1949 году, когда в лаборатории Института связи инициативные преподаватели со студентами сконструировали телевизионное оборудование. В 1956 году началось строительство телецентра, став точкой отсчета истории одесского ТВ. Первоначально ТВ-студия транслировала фоторепортажи, спектакли и художественные фильмы. Передачи выходили четыре раза в неделю, а по воскресеньям шла детская программа. Все передачи шли исключительно в прямом эфире.

- Камеры были тяжелые, весили больше пяти килограммов, с четырьмя объективами, - вспоминает старейший телеоператор Анатолий Бурдейный. - Штативы - мощные. Камера не дрожала. Была тележка - три колеса. Чтобы развернуться, надо было нажать педальку. Были помощники, которые подавали кабель. Многие передачи мы снимали с выездом на место действия на кинопленку. На один сюжет выезжали сразу несколько операторов, осветитель, режиссер и редактор. Потом пленку монтировали и доставляли на студию, где с помощью проектора выдавали передачу в эфир. Во всем этом процессе бытовало мнение, что операторы - главнейшие.

А. Бурдейный вспоминает, как на студию приехал Вахтанг Кикабидзе. Артист поставил условие: "У меня времени три часа. Сколько успеете, столько и снимите". Но вел он себя безукоризненно. Куда предлагали двигаться, туда он и шел. Ибо в момент съемки именно оператор является драматургом своего видения, он должен создать себе новеллу, которую нужно воплотить.

- И тут главное - хорошие отношения с режиссером, - полагает Анатолий Бурдейный.

Ему довелось работать с такими мастерами, как Галина Захарова, Ирина Швед, Лидия Николаева. Когда записывали спектакли драматических театров, студия закрывалась на несколько дней. Шли репетиции, как и в драме.

- Мы сняли передачи обо всех заслуженных и народных художниках-одесситах, - вспоминает А. Бурдейный. - Помню, как затаскивали огромные камеры на пятый этаж в мастерскую к народному художнику СССР Михаилу Божию. Жаль, что эти материалы не сохранились. Для пленки нужны были особые условия хранения, которых тогда не было.

Случались и ЧП. Когда мы снимали балет "Маскарад", загорелись декорации. Горело очень лихо, пришлось прибегать к бетонному занавесу.

Раз в неделю выходила юмористическая передача "Объективный объектив" с участием популярных артистов Семена Крупника, Михаила Водяного, Евгения Котова.

В этом году чествовали первого диктора Нелли Харченко, которой исполнилось 85 лет.

- Нелли - легенда Одесского телевидения, - говорит Анатолий Бурдейный. - Особой популярностью пользовалась передача "Родной завод, судьба моя", где она была ведущей. Зрители ее боготворили. Трамваи и все машины останавливались, когда Нелли только приближалась к дороге. Все хотели с ней поздороваться и бесплатно подвести.

Нелли работала в редакции художественных программ, куда входила и детская студия. Редактор детских и юношеских программ Юрий Чевичелов показывает фотографии, где Нелли беседует с юными дарованиями. Большой вклад в развитие ТВ внесла Людмила Сироткина, которой принадлежит идея передачи "Голубой экран в классе", где преподаватель школы рассказывал об атоме и атомной энергии.

Долго время ведущей на Одесском телевидении работала Наталья Вассаженко, "мама" Электроника из известного фильма. Она вела передачу "Девчонки и мальчишки". Практически во всех программах работала Нина Зайцева.

А. Бурдейный помнит первую встречу с ней.

- Мы должны были пробовать диктора. Нина пришла. Синее пальто, зеленая шапочка. Прочитала текст. Все хорошо. Красивая, обаятельная, но какие у нее были грустные глаза. Она тогда приехала из Ленинграда после развода с мужем. И в следующий раз мы уже сделали все, чтобы ее взяли диктором.

Юрий Чевичелов хранит фотографии и передачи из Дворца пионеров (Воронцовский дворец). На одном снимке нынешний директор ТЮЗа Евгений Бубер поет песенку про кузнечика. Сохранилась и сама передача. Детская редакция была источником самых необычных программ. Особенно популярными были передачи "Игра", "Старты надежд", где часто выступал наш редактор Аркадий Рыбак, "Пароль дружбы" с ведущим Сашей Федоренко.

- Детская редакция дружила с теплоходами, - шутит Юрий Николаевич. - И мы собирали сумку дружбы и передавали в разные страны, например, в Гавану на фестиваль. Экипаж встречался с детьми, передавал им сумку и привозил сувениры. Помню, как-то к нам должен был прийти на передачу Генконсул Болгарии. Он опаздывал, и мы попросили его спуститься в студию по лестнице из режиссерской. И он обыграл это, словно спускается по трапу с неба.

- А помните программу "В мире сказок"? - подхватывает тему А. Бурдейный. - Вел ее Валерий Бассель. Разыгрывали сказки актеры из Русского и Украинского театров. И вы не поверите, приходим в понедельник на работу. А с проходной на верхний этаж несут мешки писем со всей Украины! И ведь никаких призов не было. Разве что покажут рисунок или прочитают стихотворение. А какой интерес был!

В детской редакции работали с "огоньком". И соответственно получали награды. Юрий Чевичелов показывает папку с дипломами. 10 лет подряд детская редакция ходила в походы в экологические экспедиции, за что получали природоохранные грамоты. Боролись за создание приютов для беспризорных детей, организовывали конкурсы в "Молодой гвардии". Журнал "Познайко" наградил за лучшую телепрограмму для детей. Ежегодно побеждали во всеукраинском конкурсе детских кино и телепрограмм "Золотое курча". Отмечали также за передачи о юных талантах Одессы: музыкантах, художниках, танцорах, футболистах.

- Мы старались рассказывать о судьбе ребенка, чтобы другим было повадно, - шутит Юрий Николаевич. - И сегодня продолжаем эту традицию. Ведем программы "Вы знаете" - рассказ о различных конкурсах, в которых может принять участие каждый, и "Чудо чадо" о талантливых детях.

Одесское телевидение по своему возрасту уже перешагнуло пенсионный возраст, но его творческий коллектив молод душой и идеями. И продолжает традиции освещения нашей жизни.

Материалы подготовила Инна ИЩУК.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.