Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 19 (866)
25.05.2007
НОВОСТИ
Культура
Среда обитания
Архив
Город
Дискуссия
Кримиал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 19 (866), 25.05.2007

С ВОЙНОЙ ПОКОНЧЕНЫ ЛИ СЧЕТЫ?

Закончился Великий праздник, посвященный Дню Победы. Солдаты Великой Отечественной снова вернулись в свои скромные жилища. В свою тесную квартиру вернулась и выставка картин, посвященная Великой Отечественной войне. Аккуратно повешены в шкаф пиджаки, украшенные боевыми наградами. Аккуратно расставлены, развешаны картины. Предстоит ли тем, кто отстоял для нас и грядущих поколений мир и свободу, еще раз, надев на слабые уже плечи пиджаки, утяжеленные орденами и медалями, спустя год снова выйти навстречу с праздником? И увидят ли снова свет эти поразительные в своей правдивости картины, возле которых не может сдержать слез старшее поколение и останавливается пораженное открывшейся вдруг истиной - младшее.

А надо, чтобы увидели, и не только в праздник. Потому что это выставка-ПАМЯТЬ.

Надо сказать, что эта выставка необычная. Необычная, во- первых, потому, что, по свидетельству большинства, трудно найти столь большое собрание картин о Великой Отечественной войне, написанных одним художником. Александр Кореневский за восемь лет создал 47 таких картин. Вторая необычность заключается в том, что будущему художнику, когда началась война, едва исполнилось три года. Третья необычная сторона этой выставки - сами картины: в собрании работ Кореневского, посвященных войне, почти нет батальных полотен. Я бы сказала, что его картины - это люди на войне. Экспозиция последовательно охватывает все четыре года войны - от ее начала и до победного конца. И в самом начале экспозиции - одна из наиболее значительных по своему эмоциональному воздействию картин - "Прощальный взгляд". Юноша, уходящий на фронт. Он приотстал от товарищей и оборачивается в сторону оставшегося дома, мира, юности.: Те, кто ушли вперед, уже почти невидны в поглотившей мгле, они ушли в никуда... А дальше - на войне, как на войне, гибель, спасение, фронтовые будни. На картине "Солдатская каша" боец кормит маленькую девочку из солдатского котелка. Победа на картинах Кореневского тоже представлена не залпами салютов. И после провозглашения победы гибли наши солдаты. Такой момент отражен на одной из последних работ Кореневского "Победа". И еще одна картина, посвященная концу войны, производит огромное впечатление: "Май 1945 г. Берлин". На танке сидят два солдата. Их лица закрыты руками. Они плачут. Танки украшены листьями каштанов и ветками сирени. И в этих полуувядших, обессиленных листьях и цветах художник выразил ту безмерную усталость, которая скопилась у людей за годы войны.

Но вернемся к тому, как человек, не побывавший на войне, мог так пронзительно-правдиво писать о ней картины. Стоит вспомнить, что первые эмоции, доступные даже новорожденному, покинувшему лоно матери, - это чувство голода, холода и страха. Эти чувства были известны и маленькому Саше, познавшему голод, холод и страх в полной мере, воочию видевшему раненых и калек, вернувшихся с войны. И память об этих страшных впечатлениях детства осталась в нем навсегда.

И еще. На открытии выставки вспоминали замечательные стихи Давида Самойлова: "Сороковые", которые начинаются строкой "Сороковые роковые". Я бы выставку картин Александра Кореневского назвала "Ревущие сороковые", потому что он - капитан дальнего плавания и ему не раз приходилось пересекать эти самые страшные сороковые широты. Недаром среди его многочисленных талантливых маринистских работ, заполнивших его дом морским ветром, парусами, пенящимися морскими волнами, есть и работа "Ревущие сороковые". Кстати, как капитану дальнего плавания, Кореневскому не раз приходилось попадать в горячие точки планеты и принимать участие в боевых действиях.

А теперь я хочу вернуться к главной мысли, рожденной на выставке Кореневского. Знаете замечательную песню, в которой есть слова: "С войной покончили мы счеты, бери шинель, иди домой"? Так вот, время показало, что счеты с войной мы не покончили. И этот счет нам не оплатить уже никогда. Мы навеки остались должны тем ветеранам Великой Отечественной, кто встретил необеспеченную старость и ушел из жизни, не получив заслуженной благодарности. Об этом напоминает Кореневский в своей работе "Никто не забыт", на которой безногий инвалид идет к памятнику Неизвестному солдату.

На выставке много говорилось о том, что необходимо создать Музей Великой Отечественной войны, в основу которого могла бы лечь экспозиция работ Александра Кореневского. Под письмом к руководителям города уже собрано много подписей. Такая экспозиция была бы не только данью памяти и благодарности ветеранам Великой Отечественной войны. Она необходима новым поколениям, которые не должны расти манкуртами.

Елена КОЛТУНОВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

По вопросам приобретения книг звоните по тел.: 649-656, 649-660