Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Рис. О. Жмура

Номер 49 (742)
10.12.2004
НОВОСТИ
Культура
Криминал
Спорт
Вернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 49 (742), 10.12.2004

ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ

СРАВНЕНИЕ ПОМОЖЕТ ПОНЯТЬ

О том, как решает свои задачи городской пассажирский электрический транспорт, одесситы знают хорошо, да и наша пресса уже сообщала неоднократно об ожидаемых новациях. Попытаемся понять, в чём Одесса способна послужить кому-то примером и чему может поучиться у других городов.

В 1962 году Лондон остался без троллейбусов, а ещё за 10 лет до того - без трамваев. С улиц столицы Греции Афин они ушли 44 года назад. А в преддверии Олимпиады-2004, за месяц до её открытия трамваи вернулись. Тенденция, распространяющаяся по всему миру, - использовать экологически чистый транспорт. Маршрут длиной 26 километров связал центр города с районами олимпийских объектов. Специальные сочленённые вагоны суперсовременного космического дизайна акционерного общества "Ансалдобреда" рассчитаны не только на обычных пассажиров, но и на людей с ограниченными физическими возможностями: для перемещения инвалидов-колясочников в низкопольные салоны предусмотрены специальные подъёмники. Ну, в Греции "всё есть", нашлись в связи с Олимпийскими играми и 250 миллионов фунтов стерлингов на трамваи. У афинского трамвая, созданного более ста лет назад, родился даже интернет-сайт - www.tramsa.gr

В России трамваи и троллейбусы выпускают Петербургский трамвайно-механический завод, Усть-Катавский вагоностроительный (Челябинская обл.), "Уралтрансмаш", Московский троллейбусный, Тушинский (Москва) машиностроительный, вологодский завод "Транс-Альфа", энгельсский "ТролЗа", уфимский "Башкирский троллейбусный завод". По улицам Москвы ходят и украинские (днепропетровского "Южмаша"), и белорусские троллейбусы - МАЗы. Экспериментальную эксплуатацию на маршрутах российской столицы проходил и украинский трамвай "Лугансктепловоз". Московские производственники, следуя мировой тенденции, оснащают последние модели троллейбусов мощными аккумуляторами для автономного хода машин (до 2 км без подпитки от контактной сети). Петербургские изготовители трамваев приступили к оборудованию вагонов асинхронным электроприводом с частотным регулированием.

Ещё два года назад в подмосковном Зеленограде начался переход на турникетную систему в автобусах. То есть автоматизация оплаты проезда при помощи смарт-карты предусматривает, кроме использования терминала для этих карт, также установку при входе в салон турникета - элементарного барьера для "зайцев". Учитывая, что за прошедшие два года выросли не только выручка, но и зарплата зеленоградских водителей, опыт решено было распространить на Москву. В этом году, по сообщению государственного унитарного предприятия "Мосгортранс", новшество появилось в салонах автобусов шести маршрутов российской столицы.

Трамвай со временем потеснит автобус, сообщает информационно-аналитический сервер Московской области "Подмосковье". В частности, ожидается, что скоростная трамвайная линия свяжет в ближайшем десятилетии города Ногинск и Электросталь.

Московские транспортники на территории Северо-Западного административного округа проводят ещё один эксперимент - по размещению на остановках автобуса табло, информирующих о времени прибытия машины. По информации департамента транспорта и связи столицы России, в Москве уже курсируют свыше 400 автобусов, оснащённых специальными системами навигации. Спутниковая навигационная система управления пассажирским транспортом действует также и в Кузбассе, в Кемерово, охватывая четверть городского подвижного состава.

Чтобы побудить людей больше пользоваться общественным транспортом и уменьшить автомобильные пробки, европейским Союзом выделен грант на разработку системы "Пептран" - нового спутникового навигатора, пригодного как для автомобилистов, так и для пешеходов. Для пользования системой нужен только мобильный телефон. Система поможет планировать маршруты, в том числе общественного транспорта, подскажет, сколько времени у вас уйдёт на дорогу и т.п., сообщает Autonews.ru.

Что собой представляют объекты городского пассажирского общественного транспорта (салоны, остановки), видно каждому: масса объявлений, рекламы, законность размещения которых вызывает сомнение. Власти Пекина в прошлом году решили использовать свой метод борьбы с такой рекламой. Сейчас его перенимает Москва. В чём суть новинки?

Номера телефонов, указанных в незаконно размещённых рекламах, подвергаются принудительному автодозвону с интервалом в несколько минут. Как только абонент поднимает трубку, автоответчик выдаёт ему требование прекратить размещение нелегальной информации. Если спустя некоторое время размещение этих объявлений прекращается, телефон снимается с автодозвона. Если нет, то частота звонков может быть увеличена, да так, что на телефон рекламодателя просто нельзя будет дозвониться, и все расходы на данный вид рекламы окажутся выброшенными на ветер. Работа над внедрением метода в Москве заняла чуть меньше года. Потребовалось изучение правовой базы, издание ряда регламентирующих документов, разработка программного обеспечения.

Но вернемся к трамваям. За пределами Московской области, да и в целом по СНГ, вопреки мировой тенденции, трамвай медленно угасает. Прирост парка новых вагонов перекрывается физическим износом и выходом из строя старых, сокращается общая протяженность трамвайных путей.

Подвижный состав киевского троллейбусного парка состоит из машин днепропетровского "Южмаша", киевского АНТК им.Антонова ("Авиант"), в течение многих лет на линии выходили чешские машины. Трамвайное хозяйство столицы Украины базируется на чешских вагонах "Татра" Т-3. В этом году Дарницкий вагоноремонтный завод приступил к испытаниям низкопольной "Татры".

Своеобразным инструментом в решении проблем пассажирского транспорта стал принятый Верховной Радой 29 июня этого года Закон Украины "О городском электрическом транспорте". В отличие от Российской Федерации, где городским пассажирским электротранспортом поручено заниматься департаменту Минтранса, украинский закон закрепляет этот вид транспорта в структуре жилищно-коммунального хозяйства.

Будущее городского пассажирского электрического транспорта связано с ответами на вопросы: останется ли он убыточным или станет давать прибыль, какие найдутся средства для его развития, - государственные, муниципальные или частные. Напомним, что в начале ХХ века петербургский, например, трамвай должен был преодолевать отчаянную конкуренцию со стороны гужевого транспорта и сумел сделать это, став сверхрентабельным вложением капитала. Вероятно, успех принесут новые технические решения в сочетании с низкой себестоимостью перевозок и обязательным общедоступным низким тарифом.

При подготовке этой статьи были использованы материалы петербургской газеты пассажирского транспорта "Омнибус".

Леонид БЕНДЕРСКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання телефонуйте за тел.: 764-96-56, 764-96-60