+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 49 (742), 10.12.2004 ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТСРАВНЕНИЕ ПОМОЖЕТ ПОНЯТЬ О том, как решает свои задачи городской пассажирский электрический транспорт, одесситы знают хорошо, да и наша пресса уже сообщала неоднократно об ожидаемых новациях. Попытаемся понять, в чём Одесса способна послужить кому-то примером и чему может поучиться у других городов. В 1962 году Лондон остался без троллейбусов, а ещё за 10 лет до того - без трамваев. С улиц столицы Греции Афин они ушли 44 года назад. А в преддверии Олимпиады-2004, за месяц до её открытия трамваи вернулись. Тенденция, распространяющаяся по всему миру, - использовать экологически чистый транспорт. Маршрут длиной 26 километров связал центр города с районами олимпийских объектов. Специальные сочленённые вагоны суперсовременного космического дизайна акционерного общества "Ансалдобреда" рассчитаны не только на обычных пассажиров, но и на людей с ограниченными физическими возможностями: для перемещения инвалидов-колясочников в низкопольные салоны предусмотрены специальные подъёмники. Ну, в Греции "всё есть", нашлись в связи с Олимпийскими играми и 250 миллионов фунтов стерлингов на трамваи. У афинского трамвая, созданного более ста лет назад, родился даже интернет-сайт - www.tramsa.gr В России трамваи и троллейбусы выпускают Петербургский трамвайно-механический завод, Усть-Катавский вагоностроительный (Челябинская обл.), "Уралтрансмаш", Московский троллейбусный, Тушинский (Москва) машиностроительный, вологодский завод "Транс-Альфа", энгельсский "ТролЗа", уфимский "Башкирский троллейбусный завод". По улицам Москвы ходят и украинские (днепропетровского "Южмаша"), и белорусские троллейбусы - МАЗы. Экспериментальную эксплуатацию на маршрутах российской столицы проходил и украинский трамвай "Лугансктепловоз". Московские производственники, следуя мировой тенденции, оснащают последние модели троллейбусов мощными аккумуляторами для автономного хода машин (до 2 км без подпитки от контактной сети). Петербургские изготовители трамваев приступили к оборудованию вагонов асинхронным электроприводом с частотным регулированием. Ещё два года назад в подмосковном Зеленограде начался переход на турникетную систему в автобусах. То есть автоматизация оплаты проезда при помощи смарт-карты предусматривает, кроме использования терминала для этих карт, также установку при входе в салон турникета - элементарного барьера для "зайцев". Учитывая, что за прошедшие два года выросли не только выручка, но и зарплата зеленоградских водителей, опыт решено было распространить на Москву. В этом году, по сообщению государственного унитарного предприятия "Мосгортранс", новшество появилось в салонах автобусов шести маршрутов российской столицы. Трамвай со временем потеснит автобус, сообщает информационно-аналитический сервер Московской области "Подмосковье". В частности, ожидается, что скоростная трамвайная линия свяжет в ближайшем десятилетии города Ногинск и Электросталь. Московские транспортники на территории Северо-Западного административного округа проводят ещё один эксперимент - по размещению на остановках автобуса табло, информирующих о времени прибытия машины. По информации департамента транспорта и связи столицы России, в Москве уже курсируют свыше 400 автобусов, оснащённых специальными системами навигации. Спутниковая навигационная система управления пассажирским транспортом действует также и в Кузбассе, в Кемерово, охватывая четверть городского подвижного состава. Чтобы побудить людей больше пользоваться общественным транспортом и уменьшить автомобильные пробки, европейским Союзом выделен грант на разработку системы "Пептран" - нового спутникового навигатора, пригодного как для автомобилистов, так и для пешеходов. Для пользования системой нужен только мобильный телефон. Система поможет планировать маршруты, в том числе общественного транспорта, подскажет, сколько времени у вас уйдёт на дорогу и т.п., сообщает Autonews.ru. Что собой представляют объекты городского пассажирского общественного транспорта (салоны, остановки), видно каждому: масса объявлений, рекламы, законность размещения которых вызывает сомнение. Власти Пекина в прошлом году решили использовать свой метод борьбы с такой рекламой. Сейчас его перенимает Москва. В чём суть новинки? Номера телефонов, указанных в незаконно размещённых рекламах, подвергаются принудительному автодозвону с интервалом в несколько минут. Как только абонент поднимает трубку, автоответчик выдаёт ему требование прекратить размещение нелегальной информации. Если спустя некоторое время размещение этих объявлений прекращается, телефон снимается с автодозвона. Если нет, то частота звонков может быть увеличена, да так, что на телефон рекламодателя просто нельзя будет дозвониться, и все расходы на данный вид рекламы окажутся выброшенными на ветер. Работа над внедрением метода в Москве заняла чуть меньше года. Потребовалось изучение правовой базы, издание ряда регламентирующих документов, разработка программного обеспечения. Но вернемся к трамваям. За пределами Московской области, да и в целом по СНГ, вопреки мировой тенденции, трамвай медленно угасает. Прирост парка новых вагонов перекрывается физическим износом и выходом из строя старых, сокращается общая протяженность трамвайных путей. Подвижный состав киевского троллейбусного парка состоит из машин днепропетровского "Южмаша", киевского АНТК им.Антонова ("Авиант"), в течение многих лет на линии выходили чешские машины. Трамвайное хозяйство столицы Украины базируется на чешских вагонах "Татра" Т-3. В этом году Дарницкий вагоноремонтный завод приступил к испытаниям низкопольной "Татры". Своеобразным инструментом в решении проблем пассажирского транспорта стал принятый Верховной Радой 29 июня этого года Закон Украины "О городском электрическом транспорте". В отличие от Российской Федерации, где городским пассажирским электротранспортом поручено заниматься департаменту Минтранса, украинский закон закрепляет этот вид транспорта в структуре жилищно-коммунального хозяйства. Будущее городского пассажирского электрического транспорта связано с ответами на вопросы: останется ли он убыточным или станет давать прибыль, какие найдутся средства для его развития, - государственные, муниципальные или частные. Напомним, что в начале ХХ века петербургский, например, трамвай должен был преодолевать отчаянную конкуренцию со стороны гужевого транспорта и сумел сделать это, став сверхрентабельным вложением капитала. Вероятно, успех принесут новые технические решения в сочетании с низкой себестоимостью перевозок и обязательным общедоступным низким тарифом. При подготовке этой статьи были использованы материалы петербургской газеты пассажирского транспорта "Омнибус". Леонид БЕНДЕРСКИЙ.
|
|
|||||||||||
|