Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 41 (1385), 3.11.2017
СНОВА УКРАИНСКИЕ МОРЯКИ ОКАЗАЛИСЬ "КРАЙНИМИ"
Вот уже несколько месяцев продолжаются злоключения 17 украинских моряков контейнеровоза Mekong Spirit в Греческой Республике.
23 мая 2017 этого года судно, направлявшееся из Турции, со всем экипажем было задержано береговой охраной Греции и сопровождено на военную базу на Крите. Капитан, который принимал судно уже частично с грузом на борту, был помещен в греческую тюрьму. Его обвиняют в том, что он не проинформировал власти Греции о наличии опасного груза на борту, а также в том, что груз перевозился с нарушениями санкций ООН и ЕС. Остальные 16 моряков вынуждены находиться на борту задержанного судна, обеспечивая безопасность груза и, насколько это возможно, самого Mekong Spirit.
По информации от родственников, судовладелец практически оставил экипаж; крайне редко происходит снабжение провиантом, не выплачивается заработная плата, а согласно положениям международной конвенции о труде в морском судоходстве (MLC-2006) судно считается брошенным, если судовладелец: отказывается оплатить моряку затраты по репатриации; оставил моряка без необходимого снабжения и поддержки; иными путями осложнил свои отношения с моряком, включая в том числе невыплату указанной в договоре заработной платы за период не менее двух месяцев. На борту из продуктов - изредка сухой паёк от работодателя или небольшой ланчбокс с едой от греческой стороны на сутки.
Состояние здоровья моряков критическое, у них начались кожные и желудочные болезни от недостатка пищи и отсутствия элементарной гигиены, не говоря уже о психологических нагрузках. У экипажа нет теплых вещей, а скоро зима, судно без обогрева. Греческие власти тоже не горят желанием поддерживать украинских моряков, затягивая вопрос с установкой дизель-генераторов для энергоснабжения судна и препятствуя поставкам на борт от судовладельца. Из письма от родных членов экипажа известно, что срок досудебного следствия в Греции может длиться до 18 месяцев. Адвокат, нанятый судовладельцем, занимается капитаном и грузом. До условий содержания и состояния здоровья экипажа на борту ему нет дела, хотя, по словам судовладельца, юрист должен заниматься и защитой всего экипажа.
Семьи моряков требуют от судовладельца обеспечить всем необходимым экипаж на борту, создав условия для нормального труда и быта, а также обязать адвоката быть на связи с моряками, чтобы информировать их о ходе дела хотя бы раз в неделю. Матери и жены моряков обращаются в МИД Украины с просьбой использовать все законные рычаги влияния и продолжать обращаться к властям Греции и Мальты (под её флагом ходило судно) принять все меры по освобождению украинских граждан, незаконно задержанных греческими властями, а также способствовать репатриации украинских моряков на родину и выплате задолженностей по заработной плате.
Стоит отметить, что эксперты считают арест капитана и задержание судна с экипажем на борту серьезным нарушением международного морского права. Груз - взрывчатка для горнодобывающих работ, охотничьи и спортивные патроны - являются частью коммерческого контракта между компаниями Турции и Судана, ни одна из этих компаний не включена в список санкций. Компания - оператор судна - предоставила все необходимые корпоративные документы, сертификаты конечного использования, лицензии на импорт как от имени турецких отправителей, так и от имени суданских получателей груза. Судно оснащено всеми необходимыми системами оповещения и полностью соответствует всем международным требованиям и стандартам в этой сфере. Согласно требованиям Европейского морского агентства безопасности (EMSA), Служба управления движением судов (СУРС/VTS) должна быть оповещена о наличии на борту опасного груза. Mekong Spirit в греческие порты не заходил, а на пути следования не было ни необходимости, ни технической возможности оповестить греческие власти.