Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 40 (1285)
23.10.2015
НОВОСТИ
Актуальная тема
Правопорядок
Дела и люди
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Культура
Пожелтевшие страницы
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 40 (1285), 23.10.2015

ОТДЫХАТЬ - ТАК В ОДЕССЕ!

Этим летом в Одессе побывало около двух миллионов гостей - почти как в советские времена. Безусловно, сказалась оккупация Крыма и резкое повышение курса доллара, что заставило многих отечественных туристов переориентироваться на одесский регион. Но основная причина притока туристов - целенаправленная работа местных властей в сотрудничестве с бизнесом и общественными организациями плюс широкое использование европейского опыта. Это позволило не только "закрыть бреши" от резкого сокращения туристов из России, но и достичь лучшего результата за последние четверть века.


Туризм в Одессе и прежде был одной из основ благосостояния города и многих его жителей. А фактическое исчезновение промышленности только увеличило значение этой отрасли. Сегодня, как утверждает начальник Департамента культуры и туризма Одесского горсовета Татьяна Маркова, до 90 % местного бизнеса в той или иной степени связано с туризмом. Это торговля, сфера обслуживания, легкая промышленность, гостиничное хозяйство, транспорт, музеи, театры и т. п. В этих условиях местная власть прямо-таки обязана создать с бизнесом "улицу с двусторонним движением". Также активную роль стали играть общественные организации, особенно те, что сотрудничают с международными структурами и могут привнести европейский опыт. А это особенно важно, поскольку, когда до минимума сведен приток российских туристов, пришлось переориентироваться на внутренний и европейский рынки, тем более после подписания Украиной Соглашения об Ассоциации с Европейским Союзом.

ИЗ CОГЛАШЕНИЯ ОБ АССОЦИАЦИИ
МЕЖДУ УКРАИНОЙ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ

"Стороны сотрудничают в области туризма с целью укрепления развития конкурентоспособной туристической отрасли как генератора экономического роста и стимулирования экономики, занятости и валютных поступлений" (Раздел V. Экономическое и отраслевое сотрудничество. Глава 16. ТУРИЗМ. Статья 399).

Ставка - на фестивали

В прошлом году туристический сезон оказался на грани провала. После трагедии 2 мая Одесса в одночасье приобрела славу "опасного" города. Как следствие - в массовом порядке последовали отказы от ранее приобретенных путевок, отменялись заходы в порт круизных судов и даже иногородние родственники одесситов, прежде, что называется, не вылезавшие летом из моря, слали панические сообщения, что боятся ехать в город. Выручила "спайка" власти, бизнеса и общественников. Совместными усилиями в считанные недели был создан проект "Хочу в Одессу", призванный продемонстрировать, что наш город не просто "жив", но и по-прежнему умеет отдыхать и развлекать. Одну из ведущих ролей в создании проекта сыграла Ассоциация "Туризм Одессы", объединившая всех участников туристического рынка города с целью проведения грамотной маркетинговой политики и продвижения бренда Одессы в мире.

Ставка была сделана на фестивальное движение. Фестивали тем и хороши, что на них съезжаются люди из разных стран, которые потом разносят по миру весть о городе и его привлекательных чертах (а уж что-то, а встречать гостей в Одессе умеют!) А благодаря выходу на свежий воздух (так называемый опен-ейр) концерты и представления, в том числе и с участием мировых "звёзд", становятся доступными самому широкому кругу зрителей.

Городской бюджет при этом несёт минимум затрат; власти только предоставляют площадки и обеспечивают безопасность.

Этот опыт в нынешнем году был не просто использован, а и многократно усилен. Вот только наиболее резонансные мероприятия лета-2015: Международный кинофестиваль; "Джазфест"; "Немые ночи"; "Золотые скрипки"; праздник клоунов всего мира "Комедиада"; Литературный фестиваль с участием писателей и поэтов из 14 стран Европы, Азии и Америки; Книжная ярмарка "Зеленая волна"; "Французская весна"...

Праздники национальных культур - немецкой, польской, греческой, болгарской, израильской... Фестивали новых фильмов ведущих европейских кинематографий...

Праздники с "одесской спецификой": "Таки-да вкусно", "Цимес", первый Морской фестиваль...

Как рассказывает Татьяна Маркова, из опроса, проведенного Департаментом культуры и туризма, 15 % гостей обозначили целью пребывания в Одессе посещение её культурных мероприятий. И приятно удивлены тем количеством интересных событий, которые происходят в городе. Многие даже заявили, что теперь будут следить за календарем одесских праздников и фестивалей.

ИЗ CОГЛАШЕНИЯ ОБ АССОЦИАЦИИ
МЕЖДУ УКРАИНОЙ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ

"Статья 400.

1. Сотрудничество на двустороннем, региональном и европейском уровнях основывается на следующих принципах:

a) уважение самобытности и интересов местных общин...

b) важность культурного наследия..."

Когда в товарищах согласье есть

Но Одесса постепенно становится и деловым центром. В сентябре тут собрались IT-шники со всего мира, чтобы поделиться новыми технологиями на форуме "Black Sea SummIT 2015".

В октябре на Морвокзале встречаются судостроительные компании. Традиционная выставка "Интер-ТРАНСПОРТ" собрала в этом году рекордное количество участников - 80 компаний из 13 стран мира, более 1000 посетителей - специалистов из 27 стран. Плюс международные научные конференции и семинары, которые проводят одесские вузы. А это тоже важный сегмент для привлечения туристов, особенно высокого уровня.

Еще один пример взаимодействия между властью и бизнесом - экологический транспорт. В городской программе развития туризма учтены и экологические моменты. И бизнес на это быстро отреагировал: в центре города появились электрокары, которые не загрязняют атмосферу. На них проводят экскурсии для людей, которым трудно пройти большие расстояния пешком. Электромобили также выезжают в зону порта, перевозя пассажиров лайнеров в центральную часть города.

"Жемчужину" - на рынок

Бесценное сокровище Одессы - её прошлое.

Один из наших коллег, отдыхавший в Черногории, пораженно рассказывал, насколько скромными выглядят местные достопримечательности по сравнению с одесскими, но с каким удовольствием и охотой "поглощают" этот нехитрый "ассортимент" иноземные туристы и какие они за это платят деньги. Чем же мы хуже? - явно звучало в подтексте его рассказа. Конечно, не хуже, просто поздно у нас догадались, что Одесса - это не просто "жемчужина у моря" и "город, который я вижу во сне", а еще и товар на рынке туристических услуг, который надо непременно подавать "лицом".

А вот тут уже следует идти на серьезные затраты, реконструируя и приводя в порядок исторические места. И теперь по-новому выглядят такие достопримечательности, как Карантинная арка, Пороховая башня, Лунный парк, Воронцовская беседка. Событием, которое нашло отклик во многих странах, стало долгожданное открытие Музея-квартиры Леонида Утёсова. "Утёсовская звезда" появилась в этом году на "Аллее звёзд"; и тут мы перенимаем мировой опыт.

- Чтобы об Одессе как можно больше знали в других странах, мы проводим туры для журналистов, - рассказывает Татьяна Маркова. - Многие после таких встреч признаются, что хотели бы приехать в Одессу минимум на неделю, так много в нашем городе интересных мест.

О городе - миру

Но при всей рекордной посещаемости прошедшего курортного сезона приходится признать, что 80 % приезжих - жители различных регионов Украины. Много в этом году было туристов из Белоруссии. "Подтягиваются" туристы из Европы и США. А у жителей Германии, Италии, Франции и ряда других стран Одесса входит в десятку наиболее посещаемых иностранных городов.

Подписание Украиной Соглашения об Ассоциации с Европейским Союзом стимулировало активность Одессы на международном уровне. Чтобы привлечь побольше гостей из стран т. н. "дальнего зарубежья", Департаментом культуры и туризма создан видеоролик "Odessa forewer", который презентует наш город на международных фестивалях. С англичанами создан аудиогид - мобильное приложение по одесским достопримечательностям. Одесса является единственным украинским городом, который входит в "Дунайский центр влияния" (DCC), цель которого - развитие дунайского региона, реализация совместных акций. В нашем городе уже проведено несколько семинаров при поддержке DCC, благодаря сотрудничеству с этой организацией удалось принять участие в туристической выставке в Берлине, не затрачивая бюджетных средств. Одесса включена в проект Гете-института - как пример лучшей практики по всей Украине.

Одесса получила гранты от Европейского Союза, которые работают на развитие города. Немалые надежды связаны с сотрудничеством и поддержкой европейских партнеров в развитие Соглашения.

ИЗ CОГЛАШЕНИЯ ОБ АССОЦИАЦИИ
МЕЖДУ УКРАИНОЙ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ

"Статья 401.

Сотрудничество сосредотачивается на следующих направлениях:

a) обмене информацией, лучшими практиками, опытом и передачи "ноу-хау", в частности инновационных технологий;

b) установлении стратегического партнерства между государственными, частными и общественными интересами в целях обеспечения устойчивого развития туризма;

c) продвижении и развитии туристических продуктов и рынков, инфраструктуры, человеческих ресурсов и институциональных структур;

d) разработке и реализации эффективных политик и стратегий, в том числе соответствующих правовых, административных и финансовых аспектов;

e) обучении специалистов по туризму, а также наращивании потенциала в области туризма с целью повышения стандартов качества предоставления туристических услуг;

f) развитии и содействии туризму на основе местных общин".

- Туризм выступает как фактор мира во всём мире, - считает президент Ассоциации "Туризм Одессы" Иван Липтуга. - Именно данная отрасль, по моему мнению, способна спасти мир, поскольку помогает людям разных стран лучше узнать друг друга. Это очень важно для нынешней Украины. Однако для развития отрасли необходимо обратить пристальное внимание на законодательство в сфере туризма, ценовую политику, рынок туристических услуг в целом, наладить информационный механизм на международном рынке туризма.

Чтобы "аншлаг" стал нормой

Рекордный результат минувшего курортного сезона - не повод для бравурных настроений.

- Станет ли 2016 год таким же "аншлаговым", как нынешний? - размышляет директор Центра туризма "Южная лига" Фазиль Аскеров. - Или, точнее, что надо сделать, чтобы 2016-й был таким же успешным и даже более успешным, чем 2015-й?

Само по себе это не произойдет, полагает многоопытный специалист. Люди за год успеют привыкнуть к курсу доллара - 25 грн и будут заблаговременно планировать свои поездки за границу на отдых или путешествия. Фактор "отложенного спроса" будет не таким значимым, как в этом году. В июле - августе Одесса приняла максимальное количество туристов. Больше принять город физически не в состоянии. Номерной фонд можно увеличить максимум на 2-3 %, но ситуации это кардинально не изменит.

Это понимают и в Департаменте культуры и туризма, где разрабатывается программа на 2016 год.

- Всегда есть над чем работать, - обозначила цели на будущее Татьяна Маркова. - Одним из вопросов, нам которым мы усиленно работаем, - информирование иностранных туристов. К следующему сезону мы готовим новые информационные таблички, дорожные знаки на двух языках, чтобы иностранцам было легче ориентироваться. Кстати, сказать, об этом нас просили сами туристы. А это говорит о том, что иностранцы заинтересовались Одессой, видят в ней место для своего отдыха. Проект реализуется на средства грантовой помощи. Для нас это очень важно, поскольку можно не тратить бюджетные деньги, которых, как вы понимаете, всегда не хватает.

Еще одна острая для города проблема - развитие и улучшение транспортных услуг. В принципе, Одессу могут посещать гораздо больше круизных лайнеров, чем нынче. Над этим сейчас тоже идет работа; фактически приходится заново завоевывать рынок круизных услуг.

Не менее важная задача - создать гостям города европейские условия для отдыха. Увы, но пока что уровень сервиса, который предоставляет наш туристический бизнес, не всегда отвечает самым мировым стандартам. А ведь туристы благодаря интернету и социальным сетям сейчас очень неплохо осведомлены об условиях отдыха в разных местах. И даже за небольшие деньги хотят видеть качественное обслуживание. Поэтому в Одессе создаются специальные курсы, на которых будут готовить специалистов для сферы туристического обслуживания.

Достигнута договоренность с городскими властями Львова о комбинированных турах. Туристические услуги будут продаваться пакетом, как это делается в Европе. Этот пакет позволяет иностранцам, приезжая в Украину, побывать сразу в двух городах, где им обеспечены транспорт, жилье, питание, обслуживание. В рамках этого проекта готовится буклет "Одесса-Львов". В ближайших планах - такой же совместный проект со столицей Украины. Возможно, проект станет трехсторонним: Киев-Львов-Одесса.

Курортный сезон-2015 показал, что Одесса в принципе способна вернуть себе славу "жемчужины Причерноморья". Залог этого - то, что местной власти удалось создать прочные, деловые и доверительные отношения с туристическим бизнесом и общественными организациями. Безусловным плюсом является использование опыта стран Евросоюза. И синергия должна продвинуть город вперед. А пока что разрабатывается календарь событий 2016 года, который призван сделать Одессу еще привлекательней для всех, кто посетит ее в следующем году.

ДЛЯ СПРАВКИ. Детальную информацию можно получить на официальном туристическом сайте Одессы:

http://www.odessatourism.org/

Подготовили Александр ГАЛЯС
и Инна ИЩУК.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.