Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 32 (1326), 26.08.2016
ВЫСШАЯ ШКОЛА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОРОДА
Публикуя статью председателя Совета ректоров вузов одесского региона, профессора Сергея Степаненко, мы начинаем дискуссию о путях развития высшей школы в нашем регионе.
Вузы Одессы являются важным элементом жизни города. Это, в общем-то, известная истина, о которой городские и областные власти обычно вспоминают в дни праздников, но затем благополучно забывают до следующего праздника. Поэтому Совет ректоров вузов одесского региона решил напомнить о существенной роли высшей школы во многих аспектах городского развития и необходимости изменения некоторых моментов в отношениях между вузами и городскими властями.
Не останавливаясь на общеизвестном тезисе о роли высшей школы в формировании интеллектуальной и культурной городской среды, в этой статье мы в большей степени коснемся других аспектов влияния вузов на качество жизни города, которым не уделяют должного внимания ни наши власти, ни средства массовой информации.
Прежде всего отметим обычно неакцентируемый вклад высшей школы в формирование инвестиционной привлекательности города, существенной составляющей которой является так называемый "индекс конкурентоспособности" Одессы и Одесской области. Анализ этого индекса, который рассчитывается по методике Всемирного экономического форума, показывает, что значительная доля его показателей связана с уровнем развития высшей школы и науки. Симптоматично, что, по данным доклада Института демографии и социальных исследований им. М. В. Птухи НАН Украины "Людський розвиток Одеськоï областi: проблеми i досягнення (2014)", по показателю доли населения с высшим образованием и средней продолжительности обучения наш регион занимал соответственно третье и пятое места. Но согласно тому же докладу по интегральному показателю "Образование" Одесская область скатилась с пятого места в 2012 году на 12-е в 2013 году. Не последнюю роль в этом играет тот факт, что по финансовым затратам на обучение одного ученика область занимает предпоследнее (!) место в Украине и - как следствие - по результатам внешнего независимого тестирования (ВНО) выпускников одесских школ область занимает 20-е место среди всех административных единиц страны. В современных условиях показатели ВНО непосредственно влияют на объемы государственного заказа специалистов в вузах, и через них - на демографические и социально-экономические факторы развития города.
Говоря о благотворном влиянии вузов на демографическую ситуацию, мы имеем в виду ежегодную существенную "добавку" в размере около 7-8 тысяч иногородних первокурсников, пополняющих население Одессы, которое уже долгое время колеблется около "критической" отметки в миллион жителей. Среди них, естественно, превалируют студенты, окончившие школы в нашей области, однако к нам ежегодно приезжают учиться и несколько тысяч жителей регионов Украины и других стран. Их количество, конечно же, напрямую зависит от престижа одесской высшей школы, от тех условий учебы и отдыха, которые могут предложить наши вузы и в целом город. Отметим также положительное влияние этой группы на демографическую структуру населения города за счет поддержания процента активного трудоспособного населения, ведь абсолютное большинство иногородних выпускников вузов, как известно, остаются в Одессе.
Здесь уместно будет также подчеркнуть социальную роль вузов города как наиболее эффективного "приемника" выпускников одесских школ, которые, не имея специальной подготовки, не могут сразу занять определенную нишу на рынке труда из-за своей неконкурентоспособности. Не вызывает сомнений, что при отсутствии "вузовской альтернативы" безработная молодежь существенно осложнит и без того напряженную криминогенную обстановку в городе.
Также "отцы нашего города" не обращают внимания на еще один аспект влияния вузов на устойчивое развитие Одессы - это вклад высшей школы в городскую социально-экономическую жизнь. Поэтому остановимся на этом более подробно.
Сначала приведем несколько количественных показателей.
Во-первых, по факту высшая школа Одессы является крупнейшим работодателем для жителей города (помимо, вероятно, учреждений и предприятий, учредителем которых является сам городской совет). Так, в вузах города трудятся почти 22 тыс. человек, и это не считая почти 80 тысяч студентов. Таким образом, общее количество работающих и обучаемых в наших вузах составляет около 16 % (!) всех трудоспособных жителей города. Кроме того, вузы города создают значительное количество дополнительных рабочих мест для жителей Одессы, не вовлеченных непосредственно в сферу высшей школы, но занятых в сторонних городских организациях, предоставляющих вузам услуги по содержанию и обслуживанию их жизнедеятельности.
Естественно, что даже небольшие изменения в динамике развития высшей школы в лучшую или худшую (последнее, увы, наблюдается гораздо чаще) сторону ведут к значительным изменениям на городском рынке труда. Так, простые расчеты показывают, что даже пятипроцентное сокращение рабочих мест в вузах за счет пропорционального сокращения числа студентов приведет к сокращению финансирования расходов вузов и росту числа безработных в городе более чем на две с половиной тысячи человек.
Во-вторых, высшая школа является крупнейшим финансовым инвестором в бюджет города - ежегодно из государственного бюджета через вузы в городскую казну непосредственно или опосредованно вливаются очень значительные финансовые средства. Так, по итогам 2015 года из государственного бюджета Украины в вузы города поступило более 1,1 млрд (!) грн, не считая средств, полученных вузами за счет предоставления платных услуг. Все эти средства были направлены на выплату заработной платы (о ней речь пойдет ниже), стипендии и частичную оплату коммунальных услуг, т. е. влились в городские финансовые потоки.
Кроме того, в высших учебных заведениях города обучается, как уже указывалось, около 80 тыс. студентов, примерно 40 % из которых получают стипендию из государственного бюджета, а также более 7 тыс. иностранных граждан, которые, помимо платы за обучение и проживание, являются далеко не последними потребителями городских услуг. Все эти средства, естественно, вливаются в городской бюджет и приносят, помимо рабочих мест, для других городских организаций, обслуживающих вузы, значительные отчисления в городскую казну.
В-третьих, с учетом направленных на выплату зарплаты из заработанных вузами средств, фонд оплаты труда работников высшей школы Одессы в 2015 году составил более 1,2 млрд грн. Из них только непосредственные отчисления в городской бюджет (налог с доходов физических особ) составили около 200 (!) млн грн. Кроме того, вузы в 2015 году заплатили еще практически столько же других налогов, которые пошли на содержание бюджетной сферы, в т. ч. и нашего города.
Этот "зарплатный миллиард" также практически полностью тратится работниками вузов в Одессе, вливая "кровь" в экономическую жизнь города. К этому добавьте еще примерно 250 млн грн полученной в 2015 году студентами вузов города стипендии, которая тратится ими также в Одессе.
Опять же, используя вышеприведенный пример пятипроцентного сокращения в вузах, можно легко посчитать, что в этом случае в город не поступит из государственного бюджета около 60-70 млн грн, а отчисления в городской бюджет сократятся более чем на 15 млн грн.
Даже этот небольшой и поверхностный анализ достаточно убедительно показывает, что вузы города, их успехи или неудачи непосредственным и существенным образом влияют практически на все стороны жизни города, в том числе и на инвестиционную привлекательность, на социально-экономическую и финансовую стабильность и, следовательно, на возможности дальнейшего развития города. Можно даже образно сравнить вузы нашего города с "курицей, которая несет золотые яйца", о здоровье которой хороший хозяин будет печься днем и ночью.
Приведенные цифры, может быть, кого-нибудь зачаруют - вот ведь как "жирует" высшая школа, а они еще и плачутся! Но реальное финансовое состояние вузов Одессы с каждым годом только ухудшается, и речь сейчас в высшей школе идет, увы, уже не о развитии, а об элементарном выживании! Не будем утомлять читателя цифрами, подтверждающими эту тенденцию, приведем лишь одну - за последние пять лет количество студентов в одесских вузах сократилось более чем на 25 %, т. е., по существу, в области исчез один крупный вуз, по размерам сопоставимый с нашим "политехом".
Ситуация в ближайшем будущем может существенно ухудшиться в связи с введением Министерством образования и науки Украины 2016 года нового алгоритма распределения бюджетных мест для зачисления на первый курс вузов.
К сожалению, этот алгоритм в нынешнем его виде нацелен, во-первых, на усиление процессов вымывания молодежи из регионов в столичные высшие учебные заведения. Уже сейчас в вузах Киева обучаются около 27 % всех студентов Украины, а, следовательно, более четверти всего бюджета высшей школы Украины оседает в киевском городском бюджете. И этот процесс пытаются вольно или невольно усилить.
Во-вторых, данный алгоритм несет в себе угрозы быстрого исчезновения в одесских вузах непопулярных у нынешних абитуриентов, но крайне необходимых для развития образовательного капитала и конкурентоспособности региона специальностей, прежде всего инженерных и естественно-научных.
Становится городу лучше или легче от такой плачевной динамики?! Думаем, вопрос риторический - ведь соответственно сокращаются как государственное финансирование, так и привлеченные средства, и как следствие - количество рабочих мест вузах и в городе в целом.
В этой ситуации и городским, и областным властям, наверное, стоит серьезно задуматься о том, как помочь высшей школе Одесщины в этот трудный период. Ведь чем хуже будет высшей школе, чем ниже будет ее привлекательность, тем меньше будет "городских точек роста и инноваций" и тем труднее будет Одессе сохранить свою привлекательность для инвестиций в будущем, тем хуже будет экономическая ситуация, тем сложнее социальная обстановка в городе.
Поэтому забота о развитии высшей школы города должна быть одним из главных приоритетов работы городских и областных властей. К сожалению, анализ главных городских документов - Устава Одессы, Стратегии экономического и социального развития Одессы до 2022 года, Концепции социально-экономического и культурного развития г. Одессы и других (не говоря уже об области) свидетельствует скорее об обратном. В этих документах среди сильных сторон нашего города справедливо отмечаются значительный интеллектуальный, образовательный, научный и научно-исследовательский потенциал; высокий уровень образования населения. Однако среди приоритетных направлений развития города высшего образования, увы, нет!
При таком отношении к развитию одесской высшей школы все эти преимущества в скором времени могут бесследно исчезнуть. Так, за последние 10-15 лет одесский вузовский центр переместился с четвертого на пятое место в Украине - нас по всем показателям потеснили львовяне. Только один, но красноречивый пример: в последние годы число поданных заявлений от абитуриентов в два крупнейших львовских вуза больше, чем число заявлений, поданных во все вузы Одесской области (21 высшее учебное заведение). И по числу студентов Одесса уже отстает от Львова (по состоянию на 1 сентября 2015 года) более чем на 13%. Кроме того, статистика дает удручающую картину сокращения научных работников в Одесской области - с 1995-го по 2015 год их количество сократилось в 3,8 (!) раза, что является одним из самых высоких показателей в Украине.
Одной из главных причин такой ситуации, по нашему мнению, является тот факт, что мысли одесских властей пока двигаются в заданной еще советской практикой колее - вузы не являются коммунальной собственностью, поэтому у города не должна болеть голова об их развитии, пусть правительство думает! А сами вузы рассматриваются до сих пор, скорее, как "палочка-выручалочка" при организации различных мероприятий, источник бесплатной помощи и консультаций, неосвоенный источник дополнительных финансовых поступлений в городской бюджет.
В тоже время исторический и современный опыт других городов и областей Украины (Львов, Сумы, Киев, Ужгород и др.), да и не только Украины, подтверждает - "точки роста" высшей школы отмечаются там, где руководители области и города не только гордятся вузами, но и находят возможности и силы для оказания действенной, в т. ч. реальной финансовой и другой помощи, где имеются соответствующие выполняющиеся региональные программы развития высшего образования.
Следовательно, общей (именно - общей!) задачей как работников высшей школы Одесщины, так и областных и городских властей, является создание таких условий в одесских вузах, чтобы абитуриенты Украины стремились поступить именно в одесские высшие учебные заведения на специальности, которые обеспечат инвестиционную привлекательность нашего города. Это, в свою очередь, создаст благоприятные условия для будущего развития всего региона, а также принесет значительные государственные финансовые вливания в городской и областной бюджеты. Выгоды здесь обоюдные и очевидные.
Разработка такой программы стратегического развития высшей школы города и области является давно назревшей задачей, к которой необходимо немедленно приступать. Составной частью этой программы должен стать раздел, связанный с перспективами развития профессионального образования в городе и области, актуальность которого обуславливается резкими изменениями в структуре этого образования - и те, что уже происходят (передача ПТУ на местные бюджеты) и те, что в скором времени грядут (аналогичные планы передачи из государственного бюджета на местный для техникумов и колледжей, введение профильного образования в старшей школе).
Для решения такой комплексной, нацеленной на будущее, проблемы необходимы совместные и скоординированные усилия городских и областных властей, Совета ректоров высших учебных заведений одесского региона, Южного научного центра Национальной академии наук и Министерства образования и науки Украины, Совета директоров колледжей и техникумов Одесской области, организаций работодателей и предпринимателей, квалифицированных экспертов и общественности.
Но сложность этой задачи не должна быть препятствием для начала пути!