Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 16 (1261)
30.04.2015
НОВОСТИ
События
Память
Правопорядок
Репортеры надежды
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Культура
Новые имена
Благотворительность
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 16 (1261), 30.04.2015

Законность актов местного самоуправления
каждой объединенной общины в Одесской области
будут проверять четыре префекта -
уполномоченные лица государства на местах

Подписание в начале марта Президентом Украины Закона "О добровольном объединении территориальных общин" стало важным шагом на пути децентрализации власти в Украине. По прогнозам экспертов Реанимационного Пакета Реформ, которые принимали непосредственное участие в разработке документа, реализация его положений позволит сформировать состоятельные, самодостаточные территориальные общины. Предполагается, что именно такие общины будут самостоятельно распоряжаться материальными, финансовыми ресурсами, территорией и объектами социальной инфраструктуры.


В процессе объединения общин важным остается вопрос ее жизнеспособности, который и будет определять государство. Объединенная территориальная община должна соответствовать условиям, определенным Перспективным планом формирования общин. Этот документ согласно Закону разрабатывается облгосадминистрацией, утверждается облсоветом и согласовывается Правительством. Как отмечает директор ОО "Институт развития территорий", эксперт группы Реанимационного Пакета Реформ по вопросам децентрализации власти и административно-территориальной реформы Юрий Ганущак, именно Перспективный план будет лакмусовой бумажкой жизнеспособности общин. Общины, которые объединятся согласно Перспективному плану до 15 июля этого года, могут рассчитывать на дополнительные средства из государственного фонда регионального развития для собственных нужд. "Все, кто не объединился, переходят в режим чистого местного самоуправления: собственные доходы, благоустройство территории, содержание аппарата. Только те, которые полностью впишутся в Перспективный план, выходят на более высокий уровень, будут иметь то, что сейчас имеют города областного значения и районы в целом", - отметил Юрий Ганущак.

Методикой формирования дееспособных общин предусмотрено, что административным центром объединенной территориальной общины должен быть населенный пункт, который имеет развитую инфраструктуру и расположен, как правило, ближе всего к географическому центру объединенной общины. Расстояние от админцентра объединенной территориальной общины до самого отдаленного населенного пункта этой общины не может превышать 30 км путями сообщения с твердым покрытием.

При добровольном объединении общин могут возникать вопросы о содержании периферийных, плохо развитых сел. "Такие "белые пятна" считаются бременем для любой общины. Так вот именно методика Перспективного плана исключает существование таких "белых пятен" на карте Украины. Ни одна территория не должна умереть. В этих зонах определяются другие центры - это поселки, бывшие районные центры, которые тоже становятся общинами, чтобы из областного бюджета через государственный фонд регионального развития получать деньги на укрепление инфраструктуры", - пояснил Юрий Ганущак.

Важные изменения в рамках реформы децентрализации планируется реализовать и путем внесения изменений к Основному Закону. Так, новый проект Конституции предусматривает введение должности специально уполномоченного лица - префекта, или государственного чиновника, который будет назначаться Президентом по подаче Правительства. Планируется, что в Одесской области будут четыре района и соответственно столько же префектов - в Одессе, Котовске, Белгороде-Днестровском и Измаиле.

"Прежде всего префект будет контролировать легитимность актов местного самоуправления. Сейчас органы прокуратуры проверяют, не противоречит ли то или иное решение органов местного самоуправления действующему законодательству и, например, через три года могут "прозреть" и обжаловать его. Префект должен будет сделать это в течение месяца", - пояснил эксперт. Такая модель позволит отслеживать законодательные несоответствия очень быстро и полностью исключит коррупционную составляющую, ведь за невыявление нарушений или выявление их с опозданием префект будет отвечать собственной должностью. "Коррупция появляется тогда, когда есть частный интерес. В данном же случае префект будет судиться с органом публичной власти (органом местного самоуправления), а там нет денег. Решений, касающихся конкретных людей, префект не принимает. Такой контакт есть в избранной власти в органах местного самоуправления, но этот контакт под контролем, поскольку силовые структуры будут подчинены префекту", - продолжает Юрий Ганущак.

Практика других стран показывает, что городские и сельские головы всегда консультируются со специалистами из префектуры, поскольку никому не хочется терять свой имидж из-за проигрыша в судах. Во Франции, где эта система работает почти 30 лет, опротестовываются менее 0,1 % всех актов.

Процедура отбора префектов будет достаточно суровой и продолжительной во времени. Кадровый резерв префектов будет формироваться из государственных служащих не ниже 4-й категории, которые будут отвечать специальным квалификационным требованиям, проходить специальную подготовку и проверки. Пребывание в кадровом резерве от одного до пяти лет. Включение в кадровый резерв осуществляется Указом Президента, а вот выбор кандидатуры на вакантную должность остается за Правительством. Его и будет назначать Президент на должность префекта впервые. Они будут находиться на должности три года, после окончания которого будет ротация, то есть перевод префекта в другой район. Главная особенность этой должности - политическая нейтральность и высокий уровень профессионализма в законотворчестве. Ему запрещено быть в партии, а также баллотироваться на любые политические должности, даже через год после того, как он оставит должность.

Экспертами РПР по вопросам децентрализации власти и административно-территориальной реформы во главе с Юрием Ганущаком разработаны проект изменений в Конституцию и законопроект, где будут закреплены полномочия и ответственность префекта, особенности его назначения и ротации. "Разработанный законопроект совместно с уже принятыми законами относительно фискальной децентрализации, объединения территориальных общин и принципов государственной региональной политики поможет полноценно внедрять реформу децентрализации власти во всех регионах Украины", - заверил эксперт.

Алиса ТИМЧЕНКО,

Региональный пресс-центр инициативы
"Реанимационный Пакет Реформ".

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.