+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 01 (644), 10.01.2003 К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.И. МАРИНЕСКО ПОДВОДНИК № 1
Он с детства мечтал стать моряком. Окончив школу юнг, с 17 лет работает матросом 1 класса на судах Черноморского пароходства, твердо решив в дальнейшем стоять на капитанском мостике, водить суда по морям, покорять океанские просторы. Александр заканчивает Одесский морской техникум, плавает штурманом, стремится досконально постичь морскую науку. Но стать капитаном дальнего плавания было не суждено. Международная обстановка становилась все напряженней, стране нужны были кадры для пополнения военно-морского флота. А. Маринеско был мобилизован и после окончания спецкурсов высшего командного состава в Ленинграде командует боевой частью подводной лодки Краснознаменного Балтийского флота "Пикша". Через три года он становится помощником командира подлодки "Л-1", в мае 1939 года назначается командиром ПЛ "М-96". И сразу же лодка становится знаменитой. В мае 1940-го она занимает первое место по торпедным стрельбам и скорости погружения и признается лучшей на Балтике. Нарком ВМФ СССР Н.Г. Кузнецов награждает Маринеско именными золотыми часами. В августе 1942-го "М-96" отправила на дно вражеский транспорт водоизмещением в 7000 тонн. Маринеско был награжден орденом Ленина. С апреля 1943 года он уже командир большой современной подводной лодки "С-13". После окончания учебы в Военно-морской академии он в первом же походе в декабре 1944 года в Данцигской бухте в надводном положении (торпеды прошли мимо) потопил огнем своей артиллерии немецкий транспорт. Подлодка всплыла вблизи вражеской военно-морской базы. За дерзкую атаку ее командир получил орден Красного Знамени. 30 января 1945 года А.И. Маринеско совершил подвиг, подобного которому не было в истории боевых действий на море. Он атаковал крупный транспорт, шедший ночью в сопровождении конвоя вдоль немецких берегов. Оказалось, что это был лайнер "Вильгельм Густлов" водоизмещением 25000 тонн, на котором погибли 9 тысяч вражеских солдат, матросов и офицеров, в том числе 3700 подводников экипажи семидесяти подлодок, предназначенных для подводной блокады Великобритании. По всей Германии был объявлен трехдневный траур, взбешенный Гитлер приказал расстрелять командира конвоя, а Маринеско объявил своим личным врагом и заочно приговорил к смертной казни. В том же походе 10 февраля 1945 года А.И. Маринеско потопил вспомогательный крейсер "Генерал Штойбен", шедший в сопровождении шести эсминцев. На борту крейсера находились 3600 гитлеровских солдат и офицеров. Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов с восхищением отметил, что Маринеско уничтожил целую дивизию! Комдив А. Орел посчитал, что Маринеско достоин Золотой Звезды Героя Советского Союза. Но Александр Иванович получил только орден Красного Знамени. Недостаточно оценили и членов экипажа. Маринеско не был согласен с таким отношением к нему и его боевым товарищам. Конфликт с начальством привел к тому, что А.И. Маринеско просто уволили со службы, да еще понизив в звании на две ступени... Умер Александр Иванович Маринеско в 1963 году. Адмирал Флота СССР Николай Герасимович Кузнецов писал: "...Наступила пора по достоинству оценить подвиг А.И. Маринеско. Мы должны, пусть с опозданием, прямо заявить, что в борьбе за Родину он проявил себя настоящим героем". Александр Иванович Маринеско был удостоен звания Героя Советского Союза только в 1990 году. Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.
|
|
|||||||||||
|