Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 21 (1266)
12.06.2015
НОВОСТИ
События
Дела и люди
Правопорядок
Пережитое
Спорт
Футбол
Культура
Образование
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 21 (1266), 12.06.2015

ЗАРАБОТАЛ ФОНТАН-ПАМЯТНИК

Специалисты коммунального предприятия "Сервисный центр" завершили работы по ремонту чаши и насосного оборудования фонтана-памятника Стефану Джевецкому, который расположен у центрального входа в дендропарк Победы. В рамках проведенных работ выполнена шпатлевка и покраска фасада, парапета и чаши фонтана, а также произведен монтаж форсунок, отвечающих за работу фонтана. Кроме того, проведены пусконаладочные и регулировочные работы электрооборудования и насосов. Выполнена промывка и продувка трубопроводов.

Мэрия напоминает о необходимости бережного отношения к имуществу территориальной громады Одессы. Вследствие случаев вандализма фонтаны нередко прекращают свою работу на время проведения необходимого ремонта. Кроме того, следует соблюдать правила безопасности и избегать контакта с водой из чаш фонтанов, поскольку вода в фонтанах обрабатывается специальными реагентами для предотвращения цветения.

Для справки. Степан Карлович Джевецкий родился в знатной и богатой дворянской семье в 1843 году. Образование получил в Центральном инженерном училище в Париже. В 1877 году, плавая на вооруженном пароходе "Веста" добровольцем-рядовым, отличился во время боя с турецким броненосцем "Фехти-Булленд", за что был награжден Георгиевским крестом за храбрость. Принимая участие в русско-турецкой войне, сделал вывод, что самым эффективным средством против боевых надводных кораблей является подлодка.

В 1876 году Джевецкий разработал проект одноместной подлодки, которую в 1877 году построил на собственные средства на Одесском заводе Бланшара. Лодка, длина которой составляла немногим меньше 5 м, в движение приводилась гребным винтом, вращение которого осуществлялось посредством ножного привода, по типу велосипедного. В подводной лодке размещался резервуар со сжатым воздухом, предназначенным для дыхания, испорченный воздух удаляли маленьким насосом непрерывно, который приводился в движение от вала гребного винта. Данная подлодка испытывалась в 1878 году на Одесском рейде в течение 5 месяцев. 24 октября 1878 года Джевецкий смог прикрепить мину к стоящему на якоре плашкоуту и взорвать его. Во время этих испытаний изобретатель чуть не погиб.

Вторую подлодку Джевецкого построили в 1879 году на Невском заводе в Санкт-Петербурге. На ней впервые был применен перископ. В 1880 году Степан Карлович разработал конструкцию первой подводной лодки с электрическим двигателем. Совместно с другими изобретателями он предложил проект подводной лодки водоизмещением 120 тонн с паровыми двигателями, которая была рассчитана на 12 человек. В 1898 году этот проект получил 1-ю премию на Международном конкурсе в Париже. В 1907 году по проекту Джевецкого была построена подводная лодка "Почтовый" с единым двигателем для подводного и надводного хода. В 1892 году Степан Джевецкий переехал в Париж, где занялся предпринимательской деятельностью. Умер изобретатель в 1938 году. В мае 2004 года в Одессе на проспекте Шевченко при главном входе в дендропарк Победы в память об одесском опыте изобретателя был установлен памятник Степану Джевецкому.

А. Т.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.