Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 7 (1153)
22.02.2013
НОВОСТИ
События
Культура
Проблемы
Вперед - в прошлое!
Спрашивайте - отвечаем
Актуальная тема
16-я полоса
Криминал
Спорт
Баскетбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 7 (1153), 22.02.2013

"Шахтёр" - "Боруссия":
такой матч, а на стадионе пустые места...

"Некоторые называют футбол делом жизни и смерти. Они ошибаются: футбол гораздо важнее".

Эта мысль шотландского тренера Билла Шенкли прекрасна в минуты страстных футбольных сражений. В час беды она разрывает душу.

Футбол, конечно, не виноват, "но всё же, всё же, всё же...", грустил поэт.

Трагедия рейса Одесса-Донецк унесла жизни пяти человек.

Самолёт жестко соприкоснулся с землей на территории Донецкого аэропорта примерно в 18.09. На борту находились, наверное, 52 человека. Это был чартерный рейс. Люди летели на футбол, на матч Лиги чемпионов "Шахтёр" (Донецк) - "Боруссия" (Дортмунд), который начинался в 21.45.

После удара о землю, самолет, теряя куски и оставляя огненный след разливающейся жидкости, оказался вне взлётно- посадочной полосы и перевернулся. Самолет раскололся пополам, и именно в том месте погибли люди. Его смяло так (да еще ремни безопасности позаклинивало), что даже немало тех, кто не получил сильных травм, не мог самостоятельно выбраться из кресел. Некоторые специалисты расценивают как большое везение то, что самолет вынесло с ВПП, так как от трения с бетоном неизбежно возник бы пожар такой силы, в котором погибнуть могли все.

Вот часть сообщения, появившегося 14 февраля на сайте Донецкого аэропорта:

"13.02.2013 года экипаж самолета, следовавшего чартерным рейсом 8971 Одесса-Донецк, получил по запросу исчерпывающую информацию от диспетчерской службы аэропорта Донецк. Текущие метеоусловия позволяли воздушному судну совершить безопасную посадку. В расчетное время посадки, в 18 часов 09 минут, от экипажа не последовало сеанса радиосвязи. По факту отсутствия связи диспетчером был дан сигнал тревоги. По сигналу на предполагаемое место приземления ВС был направлен аварийно- спасательный расчет аэропорта, который обнаружил воздушное судно за пределами взлетно-посадочной полосы. На правом крыле самолета были замечены очаги возгорания. Незамедлительно на место происшествия были направлены более 70 сотрудников аварийно-спасательного расчета. Принятыми мерами была проведена оперативная ликвидация возгорания и произведена эвакуация пассажиров.

Представители медицинской службы аэропорта совместно с сотрудниками аварийно-спасательного расчета оказали пострадавшим пассажирам рейса 8971 Одесса-Донецк неотложную медицинскую помощь в ожидании карет скорой помощи и МЧС. Пассажиры были доставлены в здание терминала для оказания помощи, опроса и идентификации".

Правда, некоторые пассажиры говорят, что им не столько помощь оказывали, сколько опрашивали. И было это только минут через сорок. Но в таких условиях и минута вечностью покажется.

Но вернемся к минутам, которые предшествовали приземлению. Поначалу говорилось, что самолет якобы заходил на второй круг. Чуть позже о втором круге уже не сообщалось, а командир экипажа сказал, что садиться пришлось при нулевой видимости, и было принято решение уходить.

Но, судя по всему, момент возможного принятия решения был упущен, и уже не хватило высоты.

Вице-премьер Украины заявил, что действия диспетчеров были правильными.

Руководитель Государственной авиационной службы Украины заявления пилотов о нулевой видимости опроверг. По его словам, самолет действительно для посадки при нулевой видимости не предназначен, но в этом необходимости не было, так как якобы экипаж имел вертикальную видимость 80 метров и горизонтальную - 1000 метров. А допустимый минимум составляет не менее 50 и 700 метров.

- Погода в это время в Донецке колебалась по вертикальной видимости 60-70 метров, горизонтальная видимость составляла более километра. Условия были сложные, но не катастрофические, - считает руководитель.

Он, кстати, заявил и о том, что удар самолета о метеовышку никого влияния на ход посадки оказать не мог, потому что вышка эта очень легкая и складывается даже от удара палкой.

Странноватое заявление... Тут птичка в самолетное нутро влетает - уже беда. А вышку снести - ерунда?

А что же пилоты, выдумывают? Почему-то верится как раз им - что ничего не было видно, когда стали садиться.

После расшифровки переговоров, возможно, станет ясно, оказывалось ли на пилотов давление со стороны пассажиров рейса, чтобы обязательно посадить самолет в Донецке. Но даже если прямого давления не было, командир внутренне был убежден, что надо сделать всё возможное, чтобы сесть сейчас и здесь. И дело тут не в том, что на борту было немало высокопоставленных пассажиров местного уровня.

(Вспоминается лето 1982 года. Это у нас, выпускников университета, военные сборы в Белгороде-Днестровском. У остального же человечества - чемпионат мира по футболу в Испании. И, как назло, ночные стрельбы. Возвращаемся с полигона. Железнодорожный переезд закрыт. Стоим уже минут десять, недовольный ропот всё сильнее. Поддавшись всеобщему ажиотажу, подполковник, которому этот футбол был до одного места, командует: "А-а-а... его... давай!" Два или три грузовика, полных людьми, переваливают через переезд. Отъезжая, слышим, как сзади, за брезентом, проносится что-то...

На половину второго тайма и дополнительное время ставшего знаменитым полуфинала Германия-Франция мы успели.)

Можно предположить, что экипаж и его командир понимали, что люди летят на футбол, и если сейчас не сесть, то их полёт становится бессмысленным. (Если, конечно, отбросить вопрос жизни и смерти.) И с таким же успехом, как на запасной аэродром, можно было бы сразу уходить на Одессу (если бы топлива хватило). В других - нефутбольных - условиях командир, возможно, и не стал бы садиться. А сейчас решил иначе. И не надо его за это проклинать.

Тем более что, как мы видим, на данный момент официально признано, что садиться можно было, пусть даже "в сложных, но не катастрофических условиях".

Да, так сколько же, людей было на борту? Заместитель Одесского городского головы Николай Ильченко официально сообщил, что по сравнению с полетной ведомостью загрузки на борту оказалось на восемь человек больше. Второй руководитель города заявил, что если это подтвердится, меры будут приняты самые жесткие.

На перегруз воздушного судна это повлиять не могло, самолет как раз принимает 52 человека. Но как быть с безопасностью полетов?! Неужели в полет может без регистрации отправиться кто угодно?

Ну, скажем, не кто угодно, а вип-пассажиры. Как они там оказались, платно или благотворительно, следствие, наверное, захочет установить. Правда, учитывая высокую прокурорскую и пр. прослойку среди пассажиров, в установлении истины по этому вопросу приходится сомневаться. Да и в причинах самой катастрофы - тоже.

Сейчас уже сообщают о якобы только трёх лишних. Похоже, после окончания расследования выяснится, что зарегистрированы, как положено, были все участники полета.

...Сколько всё же в мире случайного. Пройди жеребьёвка Лиги чемпионов чуть иначе, и "Шахтёр" мог играть не 13-го, а 14, 19 или 20 февраля, и погода над Донецком могла быть иной.

Борис ШТЕЙНБЕРГ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.