Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 24 (1513)
13.08.2020
НОВОСТИ
Память
Обратная связь
КВН
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Повесть
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 24 (1513), 13.08.2020

Эпоха в фотообъективе души и памяти

Михаил Рыбак — один из тех, истинно талантливых, от Бога, журналистов, которые в течение вот уже многих лет не только творят летопись нашего города, но и сотворяют его миф, его легенду, формируют житейское мировосприятие и вселенский имидж. Причем влияние их на духовную и творческую жизнь Одессы настолько велико и неоспоримо, что и сами они постепенно превращаются в ее имя, ее СИМВОЛ, в одну из ее легенд.


С Оксаной Полищук и Александром Варламовым

Еще в те годы, когда творческий бомонд всего лишь нерешительно дискутировал по поводу того, следует ли сотворенное с помощью фотообъектива считать видом искусства, Михаил Рыбак уже творил это искусство, справедливо полагая, что суть его заключается не столько в умении пользоваться аппаратурой, знании законов фотомастерства и теории фотопознания мира, сколько в глубинном видении и понимании судьбы своего героя, той конкретной жизненной ситуации, в которой пришлось столкнуться с ним фотожурналисту, времени, в котором он живет, и той части общества, которую представляет.

И свое появление в 1960 году в редакции одесской областной газеты "Чорноморська комуна", и репортерский дебют сам Михаил Бенционович Рыбак склонен считать случайностью: так, дескать, сложились обстоятельства. Но совершенно не случайным, на мой взгляд, оказался приход этого проницательного, по-житейски мудрого, талантливого человека в репортерский мир, в мир фотоискусства, для которых Михаил Рыбак словно был специально создан Творцом.


"Комсомольська iскра" 60-х

В предисловии к своему всемирно известному поэтическому сборнику "Листья травы" Уолт Уитмен писал: "Земля и море, рыбы и птицы, небесные просторы и небесные тела, лесистые горы и реки — все это неплохие темы... Но народ ждет от поэта, чтобы тот указал на что-то более значимое, нежели красоты и достоинства немых предметов... Указал тропу, соединяющую действительность с человеческими душами". Так вот, истинный лирик фотопознания мира, философ фоторепортерского — того, особого — взгляда на мир, Михаил Рыбак потому и сумел за свои почти сорок лет фотожурналистики пройти путь от человека, подсматривающего за действительностью в "щелочку" фотоаппарата, — каковыми предстают миллионы увешанных фотоаппаратами любителей, — до художника, умеющего формировать в нашем сознании облик, психологический портрет эпохи, воодушевлять все то, что принято называть миром "невоодушевленным", и раскрывать душу каждого, кто преисполнен — пусть не всегда броской, но всегда таинственной — внутренней красоты и духовности.


С Яном Сафронским

Тем, кто близко знаком и с самим Михаилом Рыбаком, и с его творчеством (а в течение нескольких лет мне выпало работать с ним в редакции молодежной газеты), известно, что и в обыденной, порой рутинной репортерской суете, когда, казалось бы, не до творчества, ибо каждый день — срочно, немедленно, с места события, в номер, с колес; и в снимках, рассчитанных на элитарное восприятие жюри международных фотовыставок, он всегда старался определить ту стезю, по которой зритель его может пройти путь познания от заурядного человеческого лица до личности, от события — к явлению, от бытовой сценки — до характера, от личностей и событий местного масштаба — до масштабов "Того Времени" и "Той Эпохи".


В операционной

Ознакомьтесь, если вам повезет, с альбомом "Избранных фотографий" (1995 г.) Михаила Рыбака, с проспектами его персональных выставок, каталогами работ, экспонировавшихся на международных фотовыставках в США, Югославии, Аргентине, Испании, Финляндии, Новой Зеландии, Болгарии; всмотритесь хотя бы в некоторые из того великого множества фоторепортажей, что опубликованы в более чем 120 изданиях мира; пройдитесь взглядом по перечню несметного количества призов, медалей, лауреатских дипломов, которыми отмечен творческий путь этого мастера, — и вы поймете, что перед вами не просто талантливый репортер и фотохудожник: перед вами неоценимый архив эпохи, составленный ее свидетелем, летописцем и фотодокументалистом. Да и не только фото... Михаил Рыбак обладает не таким уж и частым, но всегда почитаемым в редакционных коллективах даром "пишущего" фоторепортера. Умеющего точно, броско и остроумно соединять видение репортерского кадра с видением журналистского пера. Что теперь, когда мы имеем дело со своеобразной мемуаристикой Михаила Рыбака, представляется особенно ценным.

Так вот, можно было бы конкретно и обстоятельно останавливаться на особенностях и достоинствах репортерского почерка Михаила Рыбака, находках того или иного фоторепортажа, подтекстах его работ, представляемых на выставки... Уверен, что такой профессиональный разговор был бы интересным, а для многих неофитов от репортерства еще и поучительным. Но сегодня, как вы уже поняли, мне представилась приятная возможность рекомендовать вам творчество Михаила Рыбака в несколько необычном для него жанре — жанре рассказчика. Умеющего в компании своих собратьев по перу так сказать "за жизнь", что, заслушавшись его, свои пять копеек вставлять уже как-то не хочется. А рассказчик он — из тех еще!

Впрочем, стоит ли удивляться? Жизнь всякого репортера всегда наполнена самыми невероятными событиями, самыми неожиданными встречами с людьми интересными, неординарными, а то и выдающимися: спортсменами, учеными, писателями, космонавтами, политическими деятелями... А еще — она изобилует всевозможными курьезами, непредвиденными обстоятельствами, репортерскими байками и побрехеньками. А что поделаешь, если само ремесло репортерское не приемлет человека ненапористого, ненаходчивого, лишенного чувства юмора и не умеющего добиваться своего всеми правдами и неправдами. И тут уж надо прямо сказать, что в этом смысле Михаил Рыбак — личность неординарная. Живая легенда одесского репортерства. Даже в условиях так называемой "советской действительности" — с ее маниакальными запретами, официальной и неофициальной цензурой, немыслимой "бдительностью" местных чиновников, а следовательно, и превратностями журналистской судьбы (разве не то же самое наблюдаем мы и в наши, постсоветские, дни?!) — он умудрялся добывать такой материал, из таких источников и такими невероятными способами, за которые у других отнимали не только должности, но и головы. Вчитайтесь в представленные на ваш суд "Записки фоторепортера" Михаила Рыбака. Просто так взять и пересказать хотя бы одну из них — невозможно. Это нужно читать! Тут ведь что ни история — то само ВРЕМЯ, во всем его величии, неподражаемости и абсурдности. Тут один только донесенный до новых поколений агитационный щит советского времени чего стоит! Когда, проезжая по автотрассе (шестидесятых годов), на одной стороне щита можно было прочесть пламенный призыв Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева: "Обгоним Америку по молоку, мясу и яйцам!", а на другой — не менее поучительный призыв ГАИ: "Не уверен — не обгоняй!".

А скольких кружек пива — о двух таранях — в самом изысканном обществе у ларька стоит хотя бы рассказ о том, как, напропалую усыпив бдительность "особистов", репортеру удалось буквально заманить в редакцию молодежки космонавта Г. Шонина?! А фоторепортерские шуточки наподобие той, когда на просьбу второго секретаря обкома партии: "Вы можете меня снять вместе с товарищами?" — Михаил Рыбак вполне серьезно отвечает: "Снять вас я не имею права. Это может сделать только бюро обкома или ЦК. А вот сфотографировать — пожалуйста!" А каково было в те времена, не имея ни пропуска, ни разрешения на съемку, пробраться в Георгиевский зал Кремля, чтобы там — знай наших! — снять свою, одесскую, делегацию, прибывшую на съезд комсомола.


С Дином Ридом и сыном Аркадием

"Записки фоторепортера" Михаила Рыбака — это ведь не просто воспоминания бывалого профессионала, не просто еще одна попытка мемуаристики. Несколько десятилетий пребывая на острие событий, во многом определяющих образ и способ нашей жизни и наших мыслей, автор "Записок" как бы приглашает теперь всех нас, все свое поколение, оглянуться на тот мир, который мы уже вроде бы давно оставили, но который все еще не торопится отпускать нас, задуматься, вспомнить, удивиться: "Неужели все это на самом деле было и неужели все это на самом деле было именно так?!" — и грустно улыбнуться. Перед нами — запечатленное в фотографиях и слове свидетельство очевидца, неоспоримый документ и в то же время еще одна, самим репортером пересказанная притча об одесском репортере. Уверен, что с появлением этой книги в памяти не только нынешних, но и грядущих поколений останется, приживется, молвой народной выкристаллизуется легенда о поистине легендарном фоторепортере Михаиле Рыбаке. Указом Президента Украины "За выдающийся вклад в украинскую журналистику и высокое профессиональное мастерство" фотожурналисту М. Б. Рыбаку присвоено почетное звание "Заслуженный журналист Украины".

Богдан СУШИНСКИЙ, академик, писатель, журналист, председатель Одесской организации Союза писателей Украины.

1999 г.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.