+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 18 (711), 07.05.2004 БОМБА ГАЛЬПЕРИНАСамой мощной бомбой весом в 2,5 тонны в начале Великой Отечественной войны располагали немцы. Но у них практически не было средств ее доставки. Мощность бомб Советского Союза, американцев и англичан не превышала 2 тонн. В 1942 году профессору Нисону Ильичу Гальперину было поручено в кратчайшие сроки создать пятитонную бомбу. Не имея технических средств, во дворе завода, в небольшом сарайчике вручную заливали взрывчатку. Конструктор работал вместе с рабочими. С целью экономии времени все испытания проводили опытным путем. Чтобы определить баллистические характеристики бомбы, ее наполнили песком и сбросили с самолета в районе аэродрома. Все расчетные характеристики подтвердились. Осталось проверить боевые качества бомбы, ее разрушительную силу. Требовались полигонные испытания. Для этого мог быть использован только серийный четырехмоторный тяжелый бомбардировщик "Пе-8" конструкции ОКБ А.Н. Туполева. Фронтовой боевой экипаж (одиннадцать человек, командир корабля полковник В. Абрамов и штурман К. Иконников) сбросил бомбу точно в цель. Результаты "работы" бомбы превзошли все ожидания. Это был старый лес, даже днем в нем было сумрачно. Пробирались через чащобы, завалы. Когда командующий дальней авиацией А. Голованов, начальник штаба М. Шевелев, конструкторы, инженерно-технический состав части и работники полигона добрались до места падения бомбы, перед ними в лесу открылась обширная, в сотню метров диаметром, неглубокая воронка, окруженная поваленными деревьями, которых было более 600 (считали только деревья диаметром свыше 20 см). Работа была одобрена и принята, бомба стала громить немецко-фашистских захватчиков. Длина бомбы 5,2 метра, ее диаметр 1 метр. Даже створки бомболюков не закрывались полностью. Среди однополчан бомбу в шутку назвали Марьей Александровной, так звали заведующую летной столовой, по комплекции напоминающую бомбу ФАБ-5000 НГ(Нисона Гальперина). В апреле 1943 года первые серийные бомбы были сброшены на береговые укрепления Кенигсберга. На фашистов пятитонка наводила ужас. Гитлер грозился в ответ применить химическое оружие. После освобождения Орла при осмотре места сброса пятитонной бомбы обнаружилась необычайная картина. На участке в сотню метров железнодорожные пути были будто срезаны ковшом гигантского экскаватора. Насыпи больше не существовало. Пульмановские вагоны были отброшены в стороны, словно спичечные коробки, и смяты. А на станции застыли десятки загруженных военной техникой эшелонов. Мы, участники Орловско-Курской операции, рассказывает инженер по авиаоборудованию Осип Аронов, стали именоваться орловцами, и нам на равных с другими большими войсковыми соединениями был посвящен первый салют в Москве. Вспоминается один боевой эпизод работы пятитонной бомбы. Партизанская разведка сообщила дату, когда в белорусском городе Могилеве в одном из больших зданий состоится совещание немецкой жандармерии и предателей-полицаев. На бомбежку вылетели два самолета, имевших в бомбоотсеках по одной бомбе весом в пять тонн каждая. Первым самолетом здание было разрушено прямым попаданием бомбы, второй самолет ударил следом. Как позже сообщила разведка, трупы выносили в течение нескольких суток. Известно, что в 1934-1944 годах Н.И. Гальперин занимался созданием новых видов боеприпасов бомб с новым суррогатированным взрывчатым веществом, железобетонных бомб и др. В 1945-1950 годах под руководством Н.И. Гальперина впервые в СССР было организовано промышленное производство антибиотиков (пенициллина и др.). В 1966-1983 годах ученым проведен цикл исследований в области космических технологий. Н.И. Гальпериным опубликовано (частично в соавторстве с учениками) свыше 800 научных работ (в том числе около 25 монографий и учебников), подготовлено более 250 докладов на научных конференциях в СССР и за рубежом. Н.И. Гальперин "выпустил" более 130 кандидатов и 12 докторов наук. В заключение несколько любопытных фактов из биографии. В начале 30-х годов Гальперин приехал в командировку в Германию для ознакомления с холодильными процессами. Его встретил известный конструктор Линде и пригласил в машину, на радиаторе которой Нисон Ильич увидел флажок со свастикой. Он сказал: "Я под таким флажком ехать не могу". Линде заметил: "Это же государственная эмблема". Гальперин ответил: "Но я же не дипломат!" Линде пришлось снять флажок. Германия, завод холодильных машин. Немцы не очень скрывают от Н.И. Гальперина конструкции аппаратов и их чертежи, но выносить их не дают, а на память что схватишь? Но Нисон Ильич приходит в гостиницу и по памяти воспроизводит чертежи (с размерами деталей). В Москве это помогает сэкономить время при создании советских холодильных установок. А в Германии Гальперина объявляют "русским промышленным шпионом". Н.И. Гальперин едет в командировку во Францию. В Берлине в купе входят работники немецких спецслужб и просят открыть чемодан. Нисон Ильич отказывается, предлагает это сделать им самим. Они открывают и обнаруживают там захваченную для чтения в дороге книгу Фурманова "Чапаев" на русском языке подрывная литература! Гестаповцы уносят чемодан и возвращаются за 6-7 минут до отхода поезда. "Вам придется пройти с нами, мы вас задерживаем". Гальперин был на этот счет проинструктирован в Москве: "Наше консульство отслеживает мою поездку. При моем задержании в Москве будет интернирована немецкая промышленная делегация". Гестаповцы уходят ни с чем, Нисон Ильич продолжаем поездку во Францию. Подготовил Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.
|
|
|||||||||||
|