Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 47 (1487)
12.12.2019
НОВОСТИ
УТЕСОВ - 125
Проблемы и решения
Здоровье
Вокруг Света
Событие
Спорт
Мяч в игре
Истории
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 47 (1487), 12.12.2019

"ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА": ЛЕГЕНДЫ И ДОКУМЕНТЫ

(Продолжение. Начало см. "Порто-франко" от 28 ноября и 5 декабря с. г.)

25 декабря 1934 года на экраны Союза Советских Социалистических Республик вышла музыкальная кинокомедия "Веселые ребята". Тираж кинокартины составил феноменальные 5737 копий. (Для сравнения: в 1970–80 гг., когда и территория страны была побольше, и население увеличилось почти в два раза, максимальное количество прокатных копий составляло 2000 — по сведениям киноведа Марины Косиновой). Фильм откровенно был рассчитан на массовый успех, и таки его добился. Не одно поколение советских зрителей с восторгом лицезрело приключения пастуха Кости Потехина и его друзей, а песни Дунаевского на слова Лебедева-Кумача уже давно живут собственной жизнью, став цитатами и поводом для новых и новых кавер-версий, проще говоря, перепевов. Особую роль сыграл этот фильм и в судьбе Леонида Утёсова. Ибо после "Веселых ребят" из популярного артиста, но все-таки "одного из...", он превратился в "суперзвезду", в коем качестве пребывал уже до конца жизни.

Между тем путь фильма к своему зрителю оказался далеко не простым. Так, буквально перед запуском фильма в производство против него выступили сотрудники производственных цехов киностудии "Мосфильм"... Но конфликт был улажен, и 28 мая 1934 года газета "Кино" сообщила, что "в начале июня фильма будет показана на общественном просмотре"...


КОНФЛИКТ С НЕИЗВЕСТНЫМ ФИНАЛОМ

Рассказывая о периоде съемок фильма "Джаз-комедия", мы пропустили эпизод конфликта знаменитого трио художников Кукрыниксов со съемочной группой, который также вылился на страницы газет.

16 августа 1933 года на последней странице газеты "Кино" было опубликовано письмо в редакцию:

"Просьба довести до сведения общественного мнения следующее:

15 апреля 1933 г. по предложению кинорежиссера т. Александрова мы подписали договор на представление кинофабрике эскизов, гримов, костюмов и музыкальных инструментов к картине "Джаз-комедия".

Фабрика... обязалась доставить нам в кратчайший срок весь необходимый для работы подсобный материал (для гримов и костюмов — фото с актеров), а также каталог музыкальных инструментов.

Не дожидаясь окончания договорного срока, мы изо дня в день беспокоили телефонными звонками квартиру т. Александрова, но наши побуждения — не подводить кинофабрику и сдать эскизы в срок — оказались бесполезными.

Мы совершенно случайно лично встретили т. Александрова. Он вежливо приносил извинения за несдержанное им слово и просил помочь ему выйти из создавшегося положения, так как сроки представления эскизов уже истекли".

В итоге, художники, которые к этому моменту уже были заняты другим заказом (иллюстрации к книге М. Горького "Жизнь Клима Самгина"), порекомендовали обратиться к известному художнику-иллюстратору, графику Аминадаву Каневскому. Что киностудия (по словам Кукрыниксов) и сделала, подписав с Каневским договор на ту же работу.

А через месяц начальник художественно-производственного отдела киностудии Захар Даревский в категорической форме потребовал от трио Кукрыниксы "внести в кассу кинофабрики как неустойку 15162 рубля" (по тем временам сумма немаленькая). Художники требование проигнорировали и написали письмо в газету.

Ответ не заставил себя долго ждать. Уже через неделю, 22 августа, в газете "Кино" опять-таки, на последней странице и под той же рубрикой "Письма в редакцию", был помещен ответ Захара Даревского.

Подтверждая факт заключенного 10 апреля 1933 года договора с художниками, Захар Юльевич уточняет, что в момент заключения договора трио художников находилось в доме отдыха "Абрамцево", где уже работало над иллюстрациями к "Климу Самгину". З. Даревский говорит, что Кукрыниксы должны были работать над эскизами к фильму параллельно и представлять выполненные по мере изготовления. При этом отмечает, что обратил внимание художников на их загруженность. На что они ответили — нас трое, и раз берем на себя обязательства, то, безусловно, его выполним.

Однако через месяц после заключения договора, 10 мая, когда нужно было сдать 20 эскизов, они заявили, что, к сожалению, не смогли выполнить своих обязательств, так как были загружены по "Климу Самгину".

Еще одно противоречие в письме Кукрыниксов заключается в том, что в квартире Г. Александрова на тот момент телефона не было. Кого же они беспокоили ежедневными звонками?

Оказалось, что и с художником Каневским никто договор не заключал. А спас киносъемочную группу учитель и друг Г. Александрова режиссер С. Эйзенштейн. В течение нескольких дней (один, а не втроем) он сделал все нужные эскизы.

В своем ответе З. Даревский отмечает: "За последнее время целый ряд творческих работников из смежных с нами областей искусств (художники, актеры театров и т. п.) систематически не выполняли своих обязательств перед киноорганизациями.

Мы предъявили к художникам Кукрыниксы иск за простои, произошедшие исключительно по их вине и будем требовать удовлетворения этого иска через существующие судебные инстанции".

Редакция от себя добавила в примечании, что считает целесообразным разобрать этот конфликт на специальной комиссии из представителей кинофабрики и Союза советских художников.

Чем завершился этот конфликт, сказать сложно. В прессе он больше не освещался. Захар Даревский был репрессирован. Ни Григорий Александров, ни Кукрыниксы в своих воспоминаниях об этом не упоминали.

ГОРЬКИЙ — В ПОМОЩЬ

Несмотря на все конфликты, создатели "Джаз-комедии" были намерены уже в начале лета предъявить свое детище на общественном просмотре.

Однако не зря говорится: "человек предполагает..."

В своих воспоминаниях Григорий Александров писал: "Против "Джаз-комедии" ополчился РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей)".

Сразу внесем уточнение:

РАПП вместе с ВОАПП, также как и ряд других писательских организаций, была расформирована постановлением ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций" от 23 апреля 1932 г., вводившим единую организацию — Союз писателей СССР.

Так что РАПП никакого отношения к травле фильма не имел.

Правда заключалась в том, что против фильма выступил нарком просвещения А. С. Бубнов, который и запретил показ. Важно понимать, что ГУКФ в то время входило в состав Наркомата просвещения РСФСР.

И тогда Борис Шумяцкий, который не только выступил с идеей создания фильма, но и поддерживал его производство на всех этапах, решил обратиться за помощью к Максиму Горькому.

Еще раз обратимся к воспоминаниям Г. Александрова: "Шумяцкий сговорился с Алексеем Максимовичем, и мы, прихватив коробки с фильмом, отправились на дачу Горького в Горки.

Горький поступил умно, дипломатично. Он пригласил на просмотр сельских комсомольцев из ближайших колхозов, школьников-старшеклассников и наших "противников" — писателей. Фильм сделал всех собравшихся энтузиастами комедии. Алексей Максимович горячо, со свойственной ему душевной щедростью отозвался о нашем фильме:

— Талантливая, очень талантливая картина... Сделана смело, смотрится весело и с величайшим интересом. До чего талантливы люди! Очень хороши все сцены с животными. А какая драка! Это вам не "американский бокс". Сцену драки считаю самой сильной и самой интересной..."

По некоторым источникам, именно на просмотре у Горького, один из присутствующих молодых людей, на вопрос писателя о впечатлении от увиденного, воскликнул: "Веселые ребята!". Тогда Горький предложил Александрову отказаться от претенциозного по тем временам названия "Джаз-комедия", а взять взамен простенькое и народное "Веселые ребята". Что и было сделано.

В своих воспоминаниях Г. Александров пишет, что вскоре Горький организовал показ "Веселых ребят" для членов Политбюро ЦК партии. И уточняет, что Шумяцкий приказал везти только две первые части.

Дальше предоставим слово самому режиссеру: "На всякий случай, без согласования, я прихватил и остальные части. В напряженном ожидании сидел я в соседней с просмотровым залом комнате.

Через какое-то время слышу:

— Вызывайте Александрова с продолжением.

Я поднялся наверх и осторожности ради говорю:

— У меня тут не все готово.

— Ничего, ничего. Показывайте, что есть.

Смотрели "Веселых ребят" с явным удовольствием. Смеялись, обменивались репликами. По окончании сеанса все, кто был в просмотровом зале, смолкли, ждали, что скажет Сталин.

— Хорошо! Я будто месяц пробыл в отпуске, — сказал он, и все стали возбужденно вспоминать понравившиеся детали кинокомедии.

Само собой разумеется, что запрет на картину был снят".

Эти воспоминания можно было бы принять за истину, но...

В архиве Александра Николаевича Яковлева, бывшего заведующего отделом пропаганды ЦК КПСС, секретаря ЦК КПСС, члена Политбюро ЦК КПСС, одного из главных идеологов и "архитекторов" перестройки хранятся Записки Бориса Шумяцкого.

Есть среди них и Документ № 4 — "Отчет о просмотре фильмов, который проходил 13 июля с 21 часа до 1 часа ночи на 14 июля 1934 года".

Судя по записи, на просмотре присутствовали: тт. Молотов, Ворошилов, Куйбышев, Каганович, Жданов, Орджоникидзе и Енукидзе.

Часть записи касается непосредственно просмотра кинофильма "Веселые ребята".

"И. В. (Сталин): Ну, что дальше будем смотреть?

К. Е. (Ворошилов): Давайте картину "Веселые ребята".

И. В.: Что еще за картина?

К. Е.: А это интересная, веселая, сплошь музыкальная картина с Утёсовым и его джазом.

Б. Ш. (Шумяцкий): Но только у меня всей нет. Она заканчивается сегодня. Могу показать лишь начальные (три) части.

И. В.: Он нас интригует. Давайте хотя начальные.

Л. М. (Каганович): Но ведь Утёсов — безголосый!

Жданов: К тому же он мастак только на блатные песни.

К. Е.: Нет, вы увидите. Он очень одаренный актер, чрезвычайный весельчак и поет в фильме здорово. Фильма исключительно интересная.

Б. Ш.: Мы его заставили и играть, и петь по-настоящему.

Л. М.: А как вы этого достигли?

Б. Ш.: Рассказал про технические возможности звукового кино.

И. В.: Раз интересно, давайте посмотрим.

Во время просмотра этой части "Веселых ребят" стоял гомерический хохот. Особенное реагирование (Иосифа Виссарионовича, Клементия Еф., Лазаря Моисеевича и Жданова) вызывали сцены с рыбой, пляжем и перекличкой, фразы — "Вы такой молодой и уже гений!", "как же можно", "привычка". Очень понравился марш, пароход, перекличка стада и пр.

Начали спрашивать, кто снимал и где.

Б. Ш. объяснил.

Л. М.: Неужели это сделано у нас в Москве? Сделано ведь на высоком уровне, а говорили, что эта ваша Московская фабрика — не фабрика, а могила. Даже в печати об этом часто говорят.

Б. Ш.: Это говорят у нас только скептики, пессимисты, люди, сами мало работающие.

И. В.: Скажите просто бездельные мизантропы. Таких ведь около всякого дела имеется еще не мало. Вместо того, чтобы в упорной работе добиваться улучшения дела, они только и знают, что ворчат и пророчествуют о провалах. Но давайте не отвлекаться и еще смотреть картины, такие же интересные картины, как эта. Когда вы покажете полностью?..

Б. Ш.: Всю картину покажу на днях".

Как следует из этой записи, Григорий Александров на просмотре не присутствовал. Первоначально было показано только три (а не две части) фильма. Но спустя неделю Б. Шумяцкий действительно привез членам Политбюро уже полный вариант "Веселых ребят".


Л. Утёсов (стоит в центре), сидят Л. Орлова (вторая слева), Б. Шумяцкий

"Сталин, — писал он в своем дневнике, — оценил картину как весьма яркую, весьма интересную, подчеркивал "хорошую, активную", "смелую" игру актеров (Орлова, Утёсов), хороший ансамбль действительно веселых ребят, джаз-банда. В конце, уже прощаясь, говорил о песнях. Обращаясь к Ворошилову, указал, что марш пойдет в массы, и стал припоминать мотив и спрашивать слова. Указал, что надо дать песни на граммофонные пластинки".

И нигде нет упоминания о фразе Сталина: "Хорошо! Я будто месяц пробыл в отпуске". Так что была ли она произнесена на самом деле или это фантазия Г. Александрова, остается только догадываться. Скорее всего, это все же эффектная выдумка режиссера. Ибо трудно себе представить, чтобы Б. Шумяцкий не записал эти сталинские слова, будь они произнесены на самом деле. И чтобы эта фраза Вождя не дошла до Утёсова...

Еще больше сомнений вызывает ссылка некоторых авторов на то, что 28 июля 1934 года Б. Шумяцкий написал письмо Сталину с просьбой обуздать консерваторов, загубивших ряд неплохих картин, снять с "Веселых ребят" обвинение в "контрреволюционности, фальши, хулиганстве" и разрешить демонстрацию фильма на международном кинофестивале.

Действительно, зачем 28 июля писать письмо Сталину, если 14 июля тот уже отозвался о фильме благосклонно?!.

(Окончание — в следующем номере.)

Эдуард АМЧИСЛАВСКИЙ, Александр ГАЛЯС.

От редакции. Этой статьей мы начинаем серию публикаций, посвященных 125-летию выдающегося одессита Леонида Осиповича Утёсова. Приглашаем наших читателей поделиться своими воспоминаниями, впечатлениями, мнениями, мыслями о том, что связывает их с творчеством Л. Утёсова, какие чувства вызывают его песни, книги, истории.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.