Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Рис. О. ЖМУРА

Номер 01 (591)
04.01.2002
НОВОСТИ
Культура
Криминал
Спорт
Здоровье
Наш вернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 01 (591), 04.01.2002

ЛЕБЕДИНЫЙ ЛИМАН, или БЛАГОСОСТОЯНИЕ,
ПОЛУЧЕННОЕ ИЗ ВОЗДУХА

Сначала было трудно подобрать название статьи, в конце концов пришлось остановиться сразу на двух. Затем начались поиски начала. Вариантов было много...

— Мы вошли в помещение, похожее на капитанский мостик современного лайнера: широкий обзор, полумесяцем вытянувшийся пульт управления, с которого подмигивали нам лампочки приборов. Не верилось, что мы в цехе большого завода.

Или – мы шли широким светлым застекленным переходом, украшенным низкими вазами с цветами. Справа и слева открывался фантастический вид: с одной стороны парили уходящие в голубое небо трубы, с другой, за ухоженной подъездной площадью, сверкала гладь лимана.

Или – нас поражали чистота и тишина. И если бы не то, что из помещения в помещение можно было попасть только с помощью магнитной карты, открывающей дверь, то можно было бы вообразить, что мы попали на экскурсию в огромный санаторий.

Нет, пожалуй, лучшего всего так: казалось, что нам изменили все пять органов чувств. Трудно было поверить глазам, ушам, осязанию, обонянию и даже вкусу (комплексный обед в заводсткой столовой за два шестьдесят тянул на ресторанный). Особенно обонянию - никаких неприятных запахов. Аммиаком и не пахло, хотя мы находились на территории Припортового завода, который, по словам его противников, угрожал накрыть аммиачным облаком Одессу.

Вспомнились все баталии вокруг "хаммеровского подарка". Зримым памятником им является недостроенный и уже разрушающийся корпус 3-го карбомидного завода, а невидимым построннему глазу остается курган из вложенных в него, в распроданное с убытком денег оборудование.

А куда лучше было бы в честь завода воздвигнуть обелиск в виде хлебного каравая, выращенного с помощью удобрений (аммиака, карбомида и пр.), полученных на Одесском припортовом заводе. Впрочем, это нереально: обелиск превзошел бы самую высокую гору.

Земледельцы давно убедились в том, что концентрированные азотные удобрения – гуано, поставляемое людям чайками, многомиллионными колониями гнездящимися на тихоокеанских островах, – позволяет получать высокие урожаи. Еще в начале XX века ученые разработали методику получения азотных соединений из природных ресурсов Земли. Но т.н. "зеленую революцию" произвел метод синтеза аммиака из атмосферного азота и водорода, поставленный не промышленные рельсы.

Именно значительным поставкам азотного удобрения, отпущенного Припортовым заводом хлеборобам одесщины, мы обязаны небывалому урожаю 2001 года.

Строительство Одесского припортового завода было начато еще в 1975 г., а в декабре 1978 уже была получена первая продукция жидкого аммиака, и введен в эксплуатацию комплекс по перегрузке аммиака с расчетной мощностью 4 млн тонн в год. 1979 год ознаменовался началом эксплуатации комплекса по перегрузке суперфосфорной кислоты мощностью 1 млн тонн в год.

Это было, как говорится, на заре юности завода. А что же сейчас? Сейчас заводской цех по производству аммиака с расчетной мощностью в 900 тысяч тонн в год выпускает свыше 1млн тонн продукции. Цех по производству карбомида – проектная мощность 600 тысяч т/г — производит 726 тысяч тонн. Комплекс по перегрузке аммиака перегружает в год 3,6 млн тонн (что на 600 тысяч тонн больше планируемого).

Работу завода обеспечивают больше 30 подразделений. Если уж речь зашла о цифрах, то вот еще две, наиболее убедительные: Припортовый завод производит 25 % всей продукции, выпускаемой в Одесской области, и его доля в бюджете достигает 15 %.

Огромное значение имеет местоположение завода, раскинувшегося на 270 га. Самая глубоководная акватория одесского причерноморья, Григорьевский или Малый Аджалыкский лиман, позволяют не только отгружать свою продукцию на эскпорт (страны-импортеры аммиака, карбомида, метанола – это Турция, Греция, Испания, Израиль, Марокко, Тунис, Мексика, Бразилия, Чили, Вьетнам и др.), но и работать как перевалочный комплекс. И если аммиак из разных городов Украины поступает на завод по железнодорожным путям, то аммиакопровод Тольятти- Горловка- Одесса протянулся на 2414 км. Перегрузка продукции, поступающей по этому аммиакопроводу из других предприятий стран СНГ дает заводу еще 15 % прибыли.

И последняя цифра: завод дает работу 4000 человек. И если изначально на завод приезжали работать со всего Советского Союза, то теперь они все: и ветераны, и молодые заводчане – жители города Южного с развитой инфрастуктурой, с отличными красивыми домами, с большими культурными центрами, с прекрасной перспективой. Ведь держится город на 3-х мощных китах: Припортовом заводе, порте Южном и наконец вступившем в строй нефтеперегрузочном комплексе (нефтетерминале, которого тоже многократно предавали анафеме), не говоря уже о "Трансбункерюге", "Трансинвестсервисе" и зерновом перегрузочном комплексе "Трансойл".

Коллега рассказывала, что ее мать живет в Южном, и никак ее не уговорить переехать поближе к дочери в Одессу – больно уж отличаются бытовые условия и коммунальные услуги в жемчужине Черного моря и ее маленьком соседе. А что цены на рынке Южного чуть выше? Да ведь зарплата работников завода колеблется в пределах 1000- 1200 грн.

А еще, возможно, все же будет СЭЗ "АДЖАЛЫК", просчитанная, экономически обусловленная и явно перспективная, но, увы, попавшая под мараторий в связи с тем, что ряд открытых сгоряча, не так по экономическим, как по политическим соображениям, СЭЗ себя не оправдал. Или, в крайнем случае, утвердят в качестве эксперимента внедрение в регионе Южного голландской системы налогооблажения, которая не только позволит еще выше поднять экономический уровень в этом регионе, но и перестанет отпугивать инвесторов, как отпугивает их сегодняшнее положение дел.

Кстати, если отвлечься от перспектив г. Южного и Припортового завода, то на сегодняшний день государство никак не рассчитается с заводом за НДС. Долг государства к концу года достигнет 30 млн грн. Но заводчане боятся, что после Нового года государство себе этот долг простит.

А что касается экономии, то она южан не пугает. Двойная система охраны завода, пульт центрального контроля, фиксирующий малейшие изменения и отклонения (с анализом ситуации), отлично оснащенная современным оборудованием служба газоспасателей и т.д. И если даже не верить своим носам (а мой нос проверен на чувствительность одесским заводом "Пломбир", возле которого порой трудно дышать из-за запаха аммиака), то есть объективный котроль. Не только самые крупные бычки ловятся в районе Аджалыка, но и не улетают с него белые лебеди, которые, плавно погружая головы в воду, как бы прощались с нами, когда мы возвращались в Одессу.

Елена КОЛТУНОВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.