Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 01 (591), 04.01.2002
ЛЕБЕДИНЫЙ ЛИМАН, или БЛАГОСОСТОЯНИЕ, ПОЛУЧЕННОЕ ИЗ ВОЗДУХА
Сначала было трудно подобрать название статьи, в конце концов
пришлось остановиться сразу на двух. Затем начались поиски
начала. Вариантов было много...
Мы вошли в помещение, похожее на капитанский мостик современного
лайнера: широкий обзор, полумесяцем вытянувшийся пульт управления,
с которого подмигивали нам лампочки приборов. Не верилось, что
мы в цехе большого завода.
Или мы шли широким светлым застекленным переходом, украшенным
низкими вазами с цветами. Справа и слева открывался фантастический
вид: с одной стороны парили уходящие в голубое небо трубы, с
другой, за ухоженной подъездной площадью, сверкала гладь лимана.
Или нас поражали чистота и тишина. И если бы не то, что из
помещения в помещение можно было попасть только с помощью магнитной
карты, открывающей дверь, то можно было бы вообразить, что мы
попали на экскурсию в огромный санаторий.
Нет, пожалуй, лучшего всего так: казалось, что нам изменили все
пять органов чувств. Трудно было поверить глазам, ушам, осязанию,
обонянию и даже вкусу (комплексный обед в заводсткой столовой
за два шестьдесят тянул на ресторанный). Особенно обонянию -
никаких неприятных запахов. Аммиаком и не пахло, хотя мы находились
на территории Припортового завода, который, по словам его противников,
угрожал накрыть аммиачным облаком Одессу.
Вспомнились все баталии вокруг "хаммеровского подарка". Зримым
памятником им является недостроенный и уже разрушающийся корпус
3-го карбомидного завода, а невидимым построннему глазу остается
курган из вложенных в него, в распроданное с убытком денег оборудование.
А куда лучше было бы в честь завода воздвигнуть обелиск в виде
хлебного каравая, выращенного с помощью удобрений (аммиака, карбомида
и пр.), полученных на Одесском припортовом заводе. Впрочем, это
нереально: обелиск превзошел бы самую высокую гору.
Земледельцы давно убедились в том, что концентрированные азотные
удобрения гуано, поставляемое людям чайками, многомиллионными
колониями гнездящимися на тихоокеанских островах, позволяет
получать высокие урожаи. Еще в начале XX века ученые разработали
методику получения азотных соединений из природных ресурсов Земли.
Но т.н. "зеленую революцию" произвел метод синтеза аммиака из
атмосферного азота и водорода, поставленный не промышленные рельсы.
Именно значительным поставкам азотного удобрения, отпущенного
Припортовым заводом хлеборобам одесщины, мы обязаны небывалому
урожаю 2001 года.
Строительство Одесского припортового завода было начато еще в
1975 г., а в декабре 1978 уже была получена первая продукция
жидкого аммиака, и введен в эксплуатацию комплекс по перегрузке
аммиака с расчетной мощностью 4 млн тонн в год. 1979 год ознаменовался
началом эксплуатации комплекса по перегрузке суперфосфорной кислоты
мощностью 1 млн тонн в год.
Это было, как говорится, на заре юности завода. А что же сейчас?
Сейчас заводской цех по производству аммиака с расчетной мощностью
в 900 тысяч тонн в год выпускает свыше 1млн тонн продукции. Цех
по производству карбомида проектная мощность 600 тысяч т/г
производит 726 тысяч тонн. Комплекс по перегрузке аммиака
перегружает в год 3,6 млн тонн (что на 600 тысяч тонн больше
планируемого).
Работу завода обеспечивают больше 30 подразделений. Если уж речь
зашла о цифрах, то вот еще две, наиболее убедительные: Припортовый
завод производит 25 % всей продукции, выпускаемой в Одесской
области, и его доля в бюджете достигает 15 %.
Огромное значение имеет местоположение завода, раскинувшегося
на 270 га. Самая глубоководная акватория одесского причерноморья,
Григорьевский или Малый Аджалыкский лиман, позволяют не только
отгружать свою продукцию на эскпорт (страны-импортеры аммиака,
карбомида, метанола это Турция, Греция, Испания, Израиль,
Марокко, Тунис, Мексика, Бразилия, Чили, Вьетнам и др.), но и
работать как перевалочный комплекс. И если аммиак из разных городов
Украины поступает на завод по железнодорожным путям, то аммиакопровод
Тольятти- Горловка- Одесса протянулся на 2414 км. Перегрузка
продукции, поступающей по этому аммиакопроводу из других предприятий
стран СНГ дает заводу еще 15 % прибыли.
И последняя цифра: завод дает работу 4000 человек. И если изначально
на завод приезжали работать со всего Советского Союза, то теперь
они все: и ветераны, и молодые заводчане жители города Южного
с развитой инфрастуктурой, с отличными красивыми домами, с большими
культурными центрами, с прекрасной перспективой. Ведь держится
город на 3-х мощных китах: Припортовом заводе, порте Южном и
наконец вступившем в строй нефтеперегрузочном комплексе (нефтетерминале,
которого тоже многократно предавали анафеме), не говоря уже о
"Трансбункерюге", "Трансинвестсервисе" и зерновом перегрузочном
комплексе "Трансойл".
Коллега рассказывала, что ее мать живет в Южном, и никак ее не
уговорить переехать поближе к дочери в Одессу больно уж отличаются
бытовые условия и коммунальные услуги в жемчужине Черного моря
и ее маленьком соседе. А что цены на рынке Южного чуть выше?
Да ведь зарплата работников завода колеблется в пределах 1000- 1200
грн.
А еще, возможно, все же будет СЭЗ "АДЖАЛЫК", просчитанная, экономически
обусловленная и явно перспективная, но, увы, попавшая под мараторий
в связи с тем, что ряд открытых сгоряча, не так по экономическим,
как по политическим соображениям, СЭЗ себя не оправдал. Или,
в крайнем случае, утвердят в качестве эксперимента внедрение
в регионе Южного голландской системы налогооблажения, которая
не только позволит еще выше поднять экономический уровень в этом
регионе, но и перестанет отпугивать инвесторов, как отпугивает
их сегодняшнее положение дел.
Кстати, если отвлечься от перспектив г. Южного и Припортового
завода, то на сегодняшний день государство никак не рассчитается
с заводом за НДС. Долг государства к концу года достигнет 30
млн грн. Но заводчане боятся, что после Нового года государство
себе этот долг простит.
А что касается экономии, то она южан не пугает. Двойная система
охраны завода, пульт центрального контроля, фиксирующий малейшие
изменения и отклонения (с анализом ситуации), отлично оснащенная
современным оборудованием служба газоспасателей и т.д. И если
даже не верить своим носам (а мой нос проверен на чувствительность
одесским заводом "Пломбир", возле которого порой трудно дышать
из-за запаха аммиака), то есть объективный котроль. Не только
самые крупные бычки ловятся в районе Аджалыка, но и не улетают
с него белые лебеди, которые, плавно погружая головы в воду,
как бы прощались с нами, когда мы возвращались в Одессу.