Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 5 (1250), 13.02.2015
С января 2015 года центрам предоставления административных услуг Одесской области переданы полномочия по оформлению земли
В Центре предоставления административных услуг Белгород-Днестровского городского совета сегодня уже предоставляют 268 видов услуг, а в Центре предоставления административных услуг Тарутинской РГА пока что только 45. Отныне перечень услуг каждого Центра по предоставлению административных услуг в Одесской области должен расшириться как минимум на 15 услуг по оформлению земли, что стало возможным благодаря давлению Реанимационного Пакета Реформ на Кабинет Министров для принятия соответствующего распоряжения. Среди новых услуг - регистрация земельного участка, внесение сведений в Государственный земельный кадастр и др.
На сегодня в каждом районе уже созданы Центры предоставления административных услуг (ЦПАУ), главной целью которых является предоставление гражданам максимального количества административных услуг в одном месте. Но работа в большинстве ЦПАУ налажена лишь формально.
"Мы проводим регулярный мониторинг качества предоставления административных услуг во всех регионах Украины. Среди главных проблем ЦПАУ на сегодня - ограниченность перечня услуг, отсутствие бланков и охраны, плохие помещения, ненадлежащий график работы. Многие из этих недостатков стали следствием игнорирования органами исполнительной власти действующего законодательства в сфере предоставления административных услуг и сопроводительных документов", - отмечает эксперт публичного права, председатель правления Центра политико-правовых реформ, эксперт Реанимационного Пакета Реформ Игорь Колиушко.
Именно РПР стал инициатором проведения реформы публичной администрации, одна из задач которой - повышение качества предоставления административных услуг, реформирование правительства, в том числе министерств и ведомств, и реформирование системы государственной службы. Что же касается административных услуг, то еще в мае прошлого года Кабинет Министров Украины издал распоряжение о порядке делегирования полномочий органов государственной власти в Центры предоставления административных услуг (ЦПАУ). Им предусмотрено, что наиболее нужные гражданам услуги (оформление паспортов, регистрация земли, имущества, бизнеса и т. п.) должны поэтапно начиная с 1 сентября 2014 года предоставляться в ЦПАУ.
На сегодня этот процесс не завершен, существенно затягивается передача функций от центральных органов исполнительной власти на места по регистрации вещных прав, решение земельных вопросов, оформления и выдачи заграничных паспортов. Эксперты убеждены, что органы исполнительной власти не хотят отдавать свои функции на места, чтобы не потерять полномочий.
Решить эту и ряд других проблем ЦПАУ планируется уже в ближайшее время. В Коалиционном соглашении указано, что до конца первого полугодия 2015 года будет обеспечена эффективная работа по предоставлению административных услуг на местах. В целом в Одесской области сегодня действуют 30 центров предоставления административных услуг. Один ЦПАУ примерно рассчитан на 80 тыс. жителей региона. Гражданам Тарутинского района Одесской области в местных ЦПАУ предлагают воспользоваться 45 видами административных услуг. Это при том, что в Украине сегодня насчитывается около 1500 административных услуг (по данным Минэкономразвития), из них на местном уровне - около 300. Однако акцент должен делаться на самых популярных (базовых) услугах, которых примерно 100.
Завершение процесса децентрализации административных услуг, упрощение процедур их получения и уменьшение их общего количества - основные меры, которые необходимо реализовать в рамках реформы публичной администрации на местах. На общегосударственном уровне планируется реформирование министерств, других центральных органов исполнительной власти и правительства, а также системы государственной службы.
В рамках реформы публичной администрации важные преобразования ожидаются и в организации работы министерств.
"В каждом без исключения министерстве необходимо создать коллегии, в состав которых могут войти представители общественности, а точнее - представители "потребителей" политики министерства", - отметил Игорь Колиушко. Эксперт пояснил, что, например, для Министерства юстиции главными "потребителями" являются судьи, нотариусы, адвокаты, преподаватели юридических учебных заведений, правозащитники и др.
Такие нововведения обяжут органы исполнительной власти регулярно анализировать проблемы в отрасли, обсуждать их с общественностью и только тогда готовить важные стратегические документы - концепции, стратегии, законопроекты и т. п. Таким образом, в правительстве будет обеспечено профессиональное представительство общественности.
В рейтинге глобальной конкурентоспособности, который ежегодно готовит Всемирный экономический форум (ВЭФ), Украина по показателям качества государственных институтов сегодня занимает 130-ю позицию из 144 стран. Всего в Украине насчитывается 335 тыс. государственных служащих и почти 98 тыс. должностных лиц местного самоуправления. Такое соотношение госслужащих в центральных органах власти и органах местной власти не соответствует показателям ведущих европейских стран. Как правило, количество служащих в органах местного самоуправления европейских стран в несколько раз превышает их количество в органах государственной исполнительной власти.
"Разработанные нами законопроекты не влияют напрямую на количество государственных служащих, они не регулируют численность. Но если их примут, это означает, что будет изменена функциональная нагрузка на аппараты министерств, надо будет обязательно пересматривать структуру и численность их работников. Часть или большинство аппаратов могут быть сокращены за счет того, что значительная часть функций должна быть передана в другие центральные и местные органы исполнительной власти или местного самоуправления", - резюмировал Игорь Колиушко.
Опыт многих европейских стран, в том числе и Польши, показывает, что масштабные преобразования в сфере публичной службы происходят не за год, тем более не за месяц. Там реформы децентрализации и публичной службы внедрялись в несколько этапов и суммарно длились около 10 лет. Однако для того, чтобы иметь эффективную публичную администрацию, можно согласиться на любые неудобства переходного периода. Эксперты убеждены, что эта реформа в Украине, как и в других странах, значительно повысит качество и доступность публичных услуг, приблизит каждого гражданина к процессу управления и заставит органы государственной власти работать на нужды обычных украинцев.