Номер 6 (545), 09.02.2001
К оглавлению
номера
К оглавлению


10-летию выхода первого номера
газеты "Порто-франко" посвящается

БЕГ ПО ЗЫБУЧИМ ПЕСКАМ

Кто и зачем создает газеты? Вопрос не праздный. Ибо любая газета изначально нацелена на внедрение в массовое сознание. Известно, что в Советском Союзе любая газета была органом пропаганды, участвуя в создании некой общности под названием "советский народ".

В 90-е все было несколько иначе. Новые издания (как, скажем, наша "Порто-франко") стремились привлечь читателя свежим подходом к привычным темам, поиском нестандартной информации. Даже бывшие партиздания, вырвавшись из-под опеки своих вчерашних кукловодов, пытались освежить свои страницы. Кое-кому это удалось, но многие стремительно теряли читательскую аудиторию. Сегодня иных уж нет, а кто-то чудом выходит в свет мизерными тиражами. Кому нужно поддерживать такие издания на плаву – загадка.

Все становится ясно, лишь когда за плечами изданий мелькает тень партий и отдельных "олигархов". Словесное лоббирование их интересов, естественно, оплачивается сполна. Проанализируйте выходящие в Одессе газеты, и вы без особого труда поймете, на кого кто работает.

Вместе с тем, в Одессе зарегистрированы сотни изданий, часть из которых не выходила в свет никогда!

В сложившихся экономических условиях считанные газеты остаются рентабельными. И об этом знают многие. Но на свет появляются все новые и новые издания, похожие друг на друга как внешне, так и по названиям. Без своей линии, без определенной тематики и без, на мой взгляд, видимых перспектив. Как правило, это - плоды амбиций далеких от журналистики людей, тешащих тщеславие наличием собственной "газетки". Жизнь таких изданий чаще всего завершается в тот миг, когда спонсору надоедает сорить деньгами или он находит себе более забавную игрушку.

В развитых странах, имеющих устойчивые традиции демократии и развития средств массовой информации, вы не найдете ни в одном городе масштаба Одессы такого обилия изданий. У них уже давно проповедуют принцип целесообразности и концентрации средств. Наиболее заметные издания акционируются, находя баланс интересов. В результате города получают достойные их солидного объема разноплановые газеты, где все нужное для себя найдет и бизнесмен, и подросток, и домохозяйка, и чиновник, и пенсионер. За кордоном вы не встретите рекламного издания в чистом виде, какими кишит наш газетный рынок. Там подобную газету никто не купит. Рекламу нужно втиснуть потребителю между страницами полезной для него информации.

Разрабатывая концепцию "Порто-франко", мы видели перед собой именно лучшие образцы мировой прессы. Конечно, я отдаю себе отчет, насколько мы далеки от этих образцов. По все параметрам. В том числе и по уровню полиграфии. Но ведь газета создается не в безвоздушном пространстве. Не мы ее печатаем и доставляем, не мы довели огромную массу населения до того, что даже подписка на газету становится для людей неким излишеством.

Впрочем, если вернуться на 10 лет назад и припомнить настроения каждого из нас, то разве были они сродни сегодняшним? Даже в конце 80-х казалось, что мы движемся вперед, что от инициативы каждого зависит его благополучие и успех. И многие ринулись создавать то, о чем раньше только мечтали. Мы, например, создали свою газету. Но держава – умышленно или по недомыслию – очень скоро вогнала всех в такую тоску, что от недавнего оптимизма остались лишь воспоминания.

Социологические опросы, проводившиеся, скажем, в 90-м и 2000 годах, очень разнятся. Веру в светлое будущее потерял как минимум каждый второй, веру в себя – трое из пяти.

Нормальное состояние демократической прессы - находиться в конструктивной оппозиции к власти. К любой. Ибо власть идеальной не бывает. Ее дело – работать на благо людей. Дело прессы – постоянно чиновникам об этом напоминать. Иначе становится неминуемым превращение в карманное издание. Любого формата. Любого тиража. Этого мы избегали все 10 лет. Упаси нас Бог от подобного и впредь!

Аркадий РЫБАК.

Рис. С. ТЕРЕЩЕНКО.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка