Номер 6 (545), 09.02.2001
К оглавлению
номера
К оглавлению


ПУТЕШЕСТВИЕ В КОРОЛЕВСТВО КРИВЫХ ЗЕРКАЛ

"Он хату покинул, пошел воевать..."

(М. Светлов "Гренада")

Нет, не воевать пошел Малахий Стаканчик, покинув хату на родной Мещанской улице, 37, где 3 года просидел в сараюшке, опасаясь красных, пока не наступил "НЭП". Цель Малахия была вполне мирная – РЕФОРМЫ! Реформы, которые сделают жизнь разумной и счастливой...

Напрасно голосила и молила его жена Стаканчиха Тарасовна, напрасно плакали дочки, напрасно Кум – разумный, твердостоящий на земле хозяин – пытался сбить Малахия с пути провокационными вопросами о наступившей житухе...

Надел Малахий латаную-перелатанную хламиду, повесил на бок холщовую суму и пошел строить новую жизнь.

И поход его обернулся трагедией, трагедией поверившего в ложь человека. Да и останься он в родной хате, не уверуй он в свое предназначение, свой долг стать Народным Наркомом, Народным Малахием и строить светлое будущее, трагедия все едино была б неминуемой. Эта уже понимал, чувствовал автор, это уже знаем мы.

Пьесу "Народный Малахий" МЫКОЛА КУЛИШ написал в 1927 г. Занимательно, что в том же году ее первая читка состоялась в Одессе. После многих навязанных автору поправок, дописок и переписок пьеса была допущена к постановке и продержалась на сцене до 1930 г., связав имена Мыколы Кулиша и Леся Курбаса. А затем началось "закручивание гаек". (Подумалось, не появилось ли это техническое выражение одновременно с понятием "люди-винтики"?)

Трагична была судьба Мыколы Кулиша, паренька из села Чаплынка, что на Херсонщине, писавшего талантливые пьесы (в последние годы выпущен 2-томник его драматургии). Но трагедия Кулиша началась задолго до того, как был он репрессирован и расстрелян в проклятые 30-е годы. Она началась тогда, когда он увидел, осмыслил ложь, фальшь и абсурд происходящего, разрыв естественных связей и уз, отрыв от земли-кормилицы народа, искажение всех устоев и морали в кривых зеркалах действительности... А увидев и осмыслив, написал своего "трагедiйного на 4 картини" "Народного Малахiя".

Постановка "Народного Малахия" на сцене Одесского украинского театра - это событие, значение которого трудно переоценить. И дело не только в том, что театр знакомит зрителей с пьесой талантливого украинского автора, чье творчество было сокрыто от нескольких поколений.

Коллектив театра показал интересную, глубокую, яркую работу. Очень монолитную. Режиссерское прочтение пьесы з.а. Украины Игорем Равицким как острого гротеска тесно завязано на сценографию Станислава Зайцева, органично сопряженную cо стилизованными (опять-таки в гротесковой манере) костюмами Елены Лесниковой. Этот унисон дополняют пластика Анатолия Думанова и музыка Сергея Шустова. Нет, музыка не просто дополняет, она ведет действо, гармонично вплетается в него вместе с шумами за сценой - этими удивительными звуковыми характеристиками эпохи.

Спектакль поставлен на народного артиста Украины Анатоля Дриженко. Он стержень спектакля, знаковая фигура. И вместе с тем его Малахий - живой, узнаваемый, достоверный, а не канонизированный притчевым сюжетом.

Интересна работа з.а. Украины Ольги Равицкой - она (как и многие другие) исполняет две роли. В первой картине она - жена Малахия Стаканчиха Тарасовна, типичная украинская Одарка с перепадами настроений, с переходами от причитаний к делам практическим. Кстати, весь актерский ансамбль играет в той же стилистике, (как бы ее назвать...) колоритного украинского гротеска с гвалтом, шумом, плачем, смехом... Во второй и третьей картинах ("Столиця. Рада Народних комiсарiв УеСеРеР" и "Нелегальна установа" - т.е. "дом терпимости") Равицкая - это Аполинария, продукт НЭПа, а затем Мадам в "нелегальнiй установi". Как уже было сказано, обе роли мне показались интересными, и все же Стаканчиха - ярче, это интонационно и пластически более завершенный образ, более что ли индивидуализированный.

Сочным получился образ Кума в исполнении В. Лысенко (он играет еще две роли: Военного и Скупого). Хорошие работы показали з.а. Украины И. Черкаская (Матильда), Е. Головина, Н. Наточа, Г. Осадча (дочки), М. Пивоварова (странница Агапья), Д. Мала (Оля) и др. Словом, весь ансамбль, подчиненный единой идее, работает в едином порыве.

Самой сильной картиной я бы назвала третью - "Сабурова дача". И сценографически, и музыкально, и пластически сцена в психушке оставляет наибольшее впечатление, более даже сильное, чем трагический финал - гибель младшей дочери Любуни - т.е. гибель самого светлого, что есть в пьесе. Впрочем, жизнь бывает страшнее смерти...

В спектакле много хороших режиссерских находок. Одна иэ них - это последний штрих постановки: клетка с мерцающей внутри свечой, увенчанная крестом. Она так же символична, как фигура странницы Агапьи, чьим вопросом, кто же ей укажет дорогу в Иерусалим, завершается спектакль.

А сегодня найдена
ДОРОГА К ХРАМУ?

Елена КОЛТУНОВА.

Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка