Номер 5 (544), 02.02.2001
К оглавлению
номера
К оглавлению


ОТ NATURE MORTE К NATURE VITE

Хорошая реалистическая добротная школа. Явно шестидесятник, но не бунтарь... Вот первое беглое впечатление от персональной выставки произведений Михаила Зайца. Первое... и не полное.

"Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться, чтоб радостью светлой наполнилось сердце" (прошу прощенья, что цитата неточная). И когда всмотришься, то действительно сердце и душу наполнит тот удивительный свет, который пронизывает все картины художника, почувствуешь, как знойно дрожит воздух и как легка рыхлая пыль лесной дороги, как непрочны трепещущие от легкого бриза алые маки на обрыве над морем, как радостен золотой подсолнух.

Михаил Степанович Заяц родился 27 октября 1927 года в селе Рахов Перечинского района Закарпатской области в семье кузнеца. В 22 года окончил Ужгородское училище прикладных искусств, в 30 лет - художественный факультет ВГИКа в Москве. Начал работать на Одесской киностудии художником-постановщиком. Успел внести свой вклад в 14 фильмов. Среди них "Иностранка", "Наш честный хлеб", "Человек играет на трубе", "Белый взрыв", "Шторм" и картина, как мне кажется, наиболее близкая его сердцу, - "Вертикаль". Близкая не только по своей эстетике, но и потому, что горы - одна из любимых тем художника. Впрочем, как и море... Михаил Степанович много путешествовал по стране, он создал серию живописных произведений, посвященных Кавказу, Карпатам, Крымским горам. И снова вспоминается поэтическая строка (таково уж влияние живописи Зайца), на этот раз из той же "Вертикали": "Лучше гор могут быть только горы". Но у Зайца горы - это не просто географическое понятие, метры над уровнем моря. Его Кавказ нe спутаешь с Карпатами, а Карпаты с Крымскими горами. Кстати, так же, как море и скалы в Крыму не спутаешь с морем под Одессой. А тем более, с морем в его любимой Санжейке, где он, уйдя из кинематографа, живет вот уже 26 лет, и где ясные, чистые тона его живописи перекликаются с ясными, чистыми тонами прозы Паустовского, любившего Санжейку и жившего, и творившего в ней.

Здесь я предвижу недоумение читателя: уйти из кино?! С прекрасно оплачиваемой стабильной работы, в расцвете торческих сил, в период, когда Одесская киностудия приближалась к пику своего подъема?! Заяц не только ушел со студии, он вышел из Союза кинематографистов, что, с точки зрения многих, было крайне опрометчиво... Видимо совсем уж художнику стало тесно в рамках производственных планов, сроков, покадровой прорисовки фильмов, спущенной сверху тематики... Не хватало воздуха, того воздуха, которым так наполнены его картины...

Дело решил очередной спущенный сверху "шедевр" номенклатурного автора. Михаил Степанович переехал в Санжейку и занялся сельским хозяйством - так совершился уход от натуры мертвой к натуре живой. У Михаила и его жены Оксаны лучшие в Санжейке цветы, лучший сад, лучший виноградник (и, конечно, вино) и лучшая мастерская, которую только может пожелать себе художник. Дело не в помещеннии (хотя за прошедшие с 1975-го годы он выстроил прекрасный дом) - в его распоряжении все море, степь, обрывы, рассветы и закаты, все щедрые краски природы и ветер, который делает живым, трепетно-трепещущим все, что художник воплощает в своих полотнах.

Эта творческая выставка Михаила Зайца - первая. Подарок немолодому уже художнику и благодарной публике организовала секция графики Одесского отделения Союза национальных художников Украины.

Елена КОЛТУНОВА.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка