Номер 4 (543), 26.01.2001
К оглавлению
номера
К оглавлению


ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ЦВЕТОМУЗЫКИ

Конец XIX - начало XX века... Европа охвачена массовым экспериментаторством и поисками новых путей в искусстве.

Профессиональный художник, англичанин Александр Римингтон, задумав сочетать живопись и музыку, строит специальное устройство для извлечения цвета - цветовой орган. Закончил он его в 1893 году, а спустя два года дал первый концерт цветомузыки.

Орган представлял собой громоздкое сооружение, включавшее клавиатуру для управления цветом и панель с цветовыми фонарями, зажигавшимися от нажима клавиш. Игра на цветовой клавиатуре напоминала исполнение на музыкальном инструменте. Цветной свет проецировался на экран, в качестве которого использовался холст, драпировки, вуаль, натянутые нити. Изобретатель полагал: спектр может быть разбит на пять октав по силе света, что и нашло отражение в структуре цветовой клавиатуры.

Смешение красок на экране Римингтон получал с помощью трех основных цветов: красного, зеленого и синего. Он пытался вводить в цветокомпозицию формы, для чего ставил на пути проекционного луча обтюраторы, шторки, трафареты.

Цветовая партия исполнялась под аккомпанемент фортепьяно, органа и оркестра. После первого же концерта цветомузыки к изобретателю приходит шумный успех. Он начинает интенсивно экспериментировать. В 1911 году публикует книгу "Цветомузыка: искусство подвижного цвета".

Хотя Римингтон пришел к идее цветомузыки самостоятельно, позже он знакомится с творчеством А.Н. Скрябина, в том числе с его знаменитой симфонией "Прометей", включавшей новаторскую партию цвета. Римингтон намеревался исполнить произведение русского композитора, но начавшаяся первая мировая война смешала все планы... Оригинальное в истории техники устройство не сохранилось.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка