Номер 4 (543), 26.01.2001
К оглавлению
номера
К оглавлению


БЕГ ПО ЗЫБУЧИМ ПЕСКАМ

Меньше месяца осталось до того момента, когда мы отметим 10-летие выхода первого номера газеты "Порто-франко". В связи с этим делимся с читателями своим видением собственной короткой истории.

Год 1994-й для нас был в первую очередь годом 200-летия любимого города. На протяжении всего срока подготовки к торжествам мы активно пропагандировали достижения Одессы в годы ее расцвета. Мы верили и продолжаем верить в то, что режим "порто-франко" вывел наш город в число широко известных по всей Европе. Сегодня верим и надеемся на то, что создание экономических условий, сходных с "порто-фоанко" XIX века, дадут Одессе новый импульс к расцвету.

Нам было всегда интересно отыскивать новые положительные примеры в истории города. Материалов было много, не все можно было втиснуть в регулярные номера. Мы ежегодно в начале сентября готовили спецвыпуски под простым и емким названием "Одесса". Накануне же 200-летия города оргкомитет по празднованию юбилея поручил нашей газете подготовить серию таких спецвыпусков накануне и в период торжеств. Символично, что 200-й номер "Порто-франко" вышел именно в день 200-летия Одессы спецвыпуском о нашем городе.

Когда отгремели торжества и жизнь вошла в привычное русло, относительное затишье царило и на газетном рынке Одессы. Но недолго. Стала широко применяться практика бесплатной подписки под видом помощи малоимущим. Естественно, раздавались лишь конкретные издания, отражавшие взгляды власть имущих. Работать в таком экономическом поле становилось все труднее.

Несколько лет назад нас часто спрашивали: почему вместо "Порто-франко" наш издательский комплекс стал выпускать газету "Реклама "Порто-франко", явно сохранив при этом стилистику и структуру издания?

То решение далось нам нелегко. Поначалу планировали выпускать оба издания. Но банально не хватало денег. К тому же, состоявшая одно время в наших соучредителях группа коммерческих и вполне процветающих предприятий оставила нам... солидную сумму долга, не погашенную, кстати, по сей день. Словом, в начале 97-го, пригласив в соучредители Одесский почтамт, мы решили несколько переориентировать издание, сделав его более коммерческим. Иначе в тот момент нам было не выжить.

Именно тогда мы выпустили несколько номеров рекордными для нас 100-тысячными тиражами. Был, между прочим, канун очередных выборов в стране и в регионе. Выборов яростных и полукриминальных, уносивших людские жизни и ломавших судьбы вчера еще вполне благополучных чиновников и бизнесменов. Этот период был отмечен новым всплеском газетомании со стороны претендентов на мандаты разного ранга. Вновь искусственно вздувались тиражи прикупленных на время газет, вновь шла их многотысячная бесплатная раздача. Шли в макулатуру вагоны бумаги, на ветер - миллионы гривен. Немало газет на этом буме солидно заработали. Нам тоже с разных сторон предлагали влиться в процесс, но предлагаемое было весьма далеко от наших собственных взглядов на происходящее. Поэтому предпочли комментировать события своими словами, а не подсказанными за деньги.

В тот период мы не стали богаче, но о своей позиции не жалеем, ибо именно так представляем роль прессы в демократическом обществе, так упорно у нас рекламируемом, но таковым (на наш взгляд) все еще не ставшим.

Читатели правильно отмечали, что, перейдя на выпуск рекламного варианта "Порто-франко", мы полностью сохранили информационную насыщенность газеты, ее творческий потенциал. Рекламу же добавили за счет увеличения объема издания. Для нас "Порто-франко" была и остается газетой для одесситов, которым мы хотим подать разнообразную объективную информацию. Без этого любое издание перестает быть средством массовой информации и превращается просто в большую рекламную листовку. Не к этому мы стремились...

(Окончание следует.)

Аркадий РЫБАК.

Рис. С. ТЕРЕЩЕНКО.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка