Номер 4 (543), 26.01.2001
К оглавлению
номера
К оглавлению


КРИМИНАЛЬНЫЙ ДУЭТ

в исполнении заслуженной артистки Украины Ольги Равицкой и артиста Якова Кучеревского поставил на сцене Одесского украинского музыкально-драматического театра заслуженный деятель искусств Украины Николай Тараненко.

В основу спектакля положен странный детектив Анатолия Дяченко "Игра в ближнего". Собственно, странного необычного в этом детективе ничего нет. История, как два вора, два жулика сталкиваются на одном деле, достаточно знакома, эксплуатировалась многократно. Захватывающей интриги в детективе тоже не наблюдается. Интригующими в этом спектакле являются два момента: первый - загадочный шар из фольги и непонятная статуя женщины с коромыслом (?), в которой (вроде бы?) есть нечто японское; второй - зачем вообще было ставить эту пьесу? Что интересного в ней увидело руководство театра? И дело не в том, что Дяченко положил в основу пьесы затертый сюжет. В мировой литературе (в том числе и драматургической) есть немало примеров генетически-родственных сюжетов (взять хотябы того же Дон Жуана), но ведь чем больше сюжет эксплуатируется, тем изобретательней нужно быть его новому "хозяину", тем неожиданней должен оказаться ракурс, в котором зрителям (читателям) хотят преподнести старую байку.

Впрочем, история о том, как "сладкая парочка" пытается переегорить друг друга, как правило, принимается зрителями хорошо. Чем же объяснить холодный прием этого спектакля? Не низкой же температурой в театре? Да нет! Ларчик открывается просто: анекдотичный сюжет не должен выпадать из жанра. Нельзя то, что должно играться как фарс, превращать в бледную бытовуху. И если уж решили взяться за гуж, то есть поставить "Игру в ближнего", пьесу, где комедийность ситуации вянет в длинных несмешных диалогах и поступках персонажей, то уж, пожалуйста, сдюжьте - проявите постановочную изобретательность, заполните авторский вакуум трюками, режиссерскими и актерскими выдумками и находками. Не каждому театру под силу поставить Вампилова, и не каждому театру везет заполучить Товстоногова. Но ведь и Товстоногову, хоть и редко, приходилось ставить далеко не первосортные пьесы. А спектакли его все были высшего класса. Легче загубить хорошую драматургию (хотя Шекспир всегда останется Шекспиром, что и доказала постановка "Сна в летнюю ночь", весьма и весьма приличная), чем хорошо поставить какую-нибудь, простите, ерундовину.

Обидно было за Ольгу Равицкую, актрису искреннюю, достоверную. Ей бы героинь Виниченко играть, в пьесах Тобилевича у публики смех и слезы вызывать... Есть же в закромах украинской и мировой драматургии "нетленка". Да и кто был бы против современных пьес?! Но только если театр хочет подняться до своего послевоенного уровня, чтобы стать достойным тех корифеев, которые играли на его сцене: Мациевской, Твердохлиба, Фесенко, Бабенко, - нужно быть более взыскательным в репертуарной политике. А если уж решается руководство театра "заткнуть дыру" в репертуаре и поставить пьесу, удобную для гастролей по "глубинке", то у режиссера не должны опускаться руки (его по-человечески можно понять), а наоборот, ему необходимо разжечь в себе творческую злость и желание из, скажем помягче, ничего сделать конфетку.

Елена КОЛТУНОВА.

Фото Леонида БЕНДЕРСКОГО.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка