Номер 3 (542), 19.01.2001
К оглавлению
номера
К оглавлению


Гость кинофестиваля "Молодость-2ООО"

КШИШТОФ ЗАНУССИ
О ЖИЗНИ, СМЕРТИ И СВОЕМ НОВОМ ФИЛЬМЕ
"ЖИЗНЬ КАК СМЕРТЕЛЬНАЯ БОЛЕЗНЬ, ПЕРЕДАЮЩАЯСЯ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ"

Киев. Кинофестиваль "Молодость". Столичный Дом кино уже погрузился в фестивальный ритм жизни. Однако в этот вечер в зале пресс-центра пo особому многолюдно. Несмотря на позднее время, многочисленная армия журналистов терпеливо ожидает встречи с одним из наиболее известных кинорежиссеров Восточной Европы - поляком Кшиштофом Занусси. Его новый фильм - "Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем" победил на последнем Московском кинофестивале, и вот теперь наконец будет показан в Украине в дни фестиваля. Два года назад Занусси возглавлял жюри "Молодости", так что для многих это будет не только встреча с классиком польского кино, но и просто со старым знакомым и другом киевского кинофорума.

...Ожидания затянулись, и стрелки часов уже миновали отметку одиннадцать часов ночи! Но никто не думает расходиться, ведь Занусси прилетел в Киев всего на один вечер Сеула и уже на следующий день улетает в Варшаву, а дальше - в Испанию. Так что можно догадаться о насыщенном графике его единственного дня в Киеве. Но вот, наконец-то, долго ожидаемый гость появляется в дверях и под вежливые аплодисменты занимает свое место перед журналистами, извиняясь за то, что вынужденно заставил себя столько ждать. Ожидания быстро оправдываются, ведь далеко не всегда увидишь такую простую и по-дружески открытую атмосферу на пресс-конференциях.

Пан Занусси, расскажите, как возникла идея вашего нового фильма?

— Я его придумал год назад, когда мне исполнилось шестьдесят лет. Еще двадцать лет тому назад, когда мне исполнилось сорок, я снял картину, которая называлась "Спираль", - тогда я первый раз в моей уже взрослой жизни задумался над тем, что эта жизнь не будет бесконечной. Это уже вторая моя картина, которая тоже вращается вокруг темы конца, темы смерти. Я уверен, что невозможно жить полноценной жизнью, если человек не включил в круг своих мыслей то, что жизнь когда-то закончится. С другой стороны, я пробовал сказать, что для многих людей, в том числе и для меня, существует надежда, что жизнь на земле - это еще не конец. Я попытался это сказать со всей неуверенностью, с которой мы всегда относимся к вере, когда никто и никогда не верит раз и навсегда. Даже когда я читаю всех мистиков нашей христианской цивилизации, я вижу, сколько у них было сомнений, сколько моментов, когда они теряли веру, когда их вера приходила и уходила. Так что герой моей картины - это человек, который не нашел Бога в своей жизни. И весь рассказ крутится вокруг того, каким образом человек может столкнуться со смертью, уже не бояться ее и верить, что после смерти нас еще что-то ждет.

Легко ли вам было затрагивать такую тему при помощи кинематографа?

— Сюжет для картины тяжелый, может быть, легче создать роман на такую тему. Но мы живем в аудиовизуальной эпохе, и после того, что сделали великие мастера, такие, как Бунюэль, Тарковский, Бергман, прежде всего, - я вижу что кино - это тот инструмент, с помощью которого можно говорить про духовную жизнь. Хотя кино основано на фотографии, оно всегда связано с материальным миром. В духовную жизнь в этом материальном мире, мне кажется, тоже можно верить - это я и пробовал сделать в своей картине.

Развивая тему вашего фильма: не чувствуете ли вы уныние от того, что жизнь заканчивается?

— У меня есть моя семья, мое религиозное воспитание и у меня есть маленькая, но все же моя вера. Я думаю, что в этом огромная опора... Бывает ли чувство уныния, что жизнь заканчивается? Да, иногда, когда я это сильно почувствую, уныние приходит. Но, к счастью, существуют биологические законы для человека, поэтому даже, если засыпая, чувствуешь это уныние, то, проснувшись, радуешься тому, что, например... есть кинофестиваль "Молодость". За последние десять лет моя жизнь идет с таким ускорением, которого я никогда не мог ожидать. И я просто благодарен судьбе, что в этом десятилетии столько интересных вещей происходит вокруг.

Название вашего фильма, с одной стороны, поэтичное, а с другой, — достаточно пессимистичное. Как появилась идея такого названия?

— Когда я готовлю сценарий, обычно всегда читаю то, что люди пишут на стенах. У нас, как ни странно, много таких надписей философского плана. Недалеко от моего дома кто-то уже давно, года два назад, написал: "хомо сапиенс умирает". Интересное название. А однажды я увидел где-то на стене предложение, которое и решил сделать названием моей картины.

Может быть, это немного "дешевое" название, конечно же, я понимаю, что в нем есть немного иронии. Но то, что написавший эту надпись человек говорит серьезно, - так это то, что жизнь кончится смертью. Это также было намерением моей картины: спросить, есть ли у жизни абсолютный конец, или правы христианские традиции?

Как вашу картину приняли польские зрители?

— Когда моя картина выходила в прокат, я много над этим работал, много ездил по стране, чтобы ей помочь. Сейчас она идет по всей Польше уже два месяца, что совсем неплохо. Причем идет среди десяти коммерческих картин последних месяцев, и то, что она в этой десятке - первая среди польских фильмов, - для меня огромная радость. Особенно когда я вижу, что на всех моих встречах большинство зрителей - это не столько моя давняя публика, сколько молодежь. Так что, может быть, у нас настал такой момент, когда появилось новое поколение молодых людей с более требовательным вкусом и более высоким желанием смотреть европейское кино.

Разделяете ли вы мнение о кризисе в европейском кино?

— В Европе есть определенный тупик - мы не знаем, как рассказывать про наш век, про нашу жизнь. Тот кинематограф, который создала Европа 20 лет назад, - понемногу исчезает. Но Европа столько лет падала, что я уверен: она еще будет подниматься, и мы не будем смотреть лишь американские картины. Я надеюсь на это.

Каковы ваши дальнейшие планы?

— Мой следующий проект, который я готовлю (еще не знаю, будет ли он таким или совсем другим), - это мысль сделать картину из того материала, который не попал в мой последний фильм. Из фильма уже в монтаже мне пришлось, к сожалению, вырезать огромную часть истории молодых людей. Но эта история мне кажется очень интересной. По сценарию, персонаж, которого играет Павел Окраска, сталкивался с такой проблемой для себя: он не хотел быть средним человеком, у него было огромное стремление к крайностям - или быть в монастыре, или быть врачом. Я думаю, это могла бы быть достаточно интересная картина, если ее снять с теми же актерами. Может быть, к тому, что не попало в этот фильм, я что-то добавлю и сниму совсем новую историю. Если это будет, то через год приеду к вам с совершенно новой картиной, которая будет параллельна этой. Серьезное такое намерение есть.

Сегодня между нашими странами снова устанавливаются теплые отношения. Как смотрят на Украину в Польше?

— И на уровне политическом, и на человеческом Украина нам очень близка. Все то враждебное, что у нас было с вами в прошлом, уже в моем поколении отходит. А у молодых есть просто явные понятия, что Украина будет нашим соседом, и чем более мы будем близки, тем легче нам будет развиваться. Это можно искренне вам сказать, поскольку всем нам интересно сходиться с вами, - этого никогда раньше в нашей истории не было.

Олег МЕЛЬНИЧУК.

Киев- Одесса.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка