Номер 3 (542), 19.01.2001 |
|
1964 год - время больших государственных перемен. Хлебные трудности, ухудшение снабжения населения продовольствием, падение уровня жизни граждан СССР, падение авторитета Никиты Хрущева, коммунистической идеологии и партийного руководства привели к смене хозяина страны и к смене курса. Вместо амбициозного, неуравновешенного, импульсивного реформатора Хрущева к власти пришли консервативный триумвират - Брежнев, Подгорный, Косыгин. Но на республиканском и местном уровнях руководство осталось прежним.
Упавший было к 1963 году уровень преступности по Одессе начал снова с 1964 года возрастать. Так, если в 1963 году по Одессе было зарегистрировано 1624 преступления, из них 1312 - особо опасных, то в 1965 году количество преступлений уже составляло 1743, а особо опасных - 1441. Только за первый квартал 1965 года было зарегистрировано 410 преступлений, 393 из которых - особо опасные. Особый рост преступности фиксировался в Ильичевском и Приморском районах города. Если рассмотреть преступность по районам, то именно эти два района и Жовтневый - в числе лидеров преступности и в 1964 году.
По количеству умышленных убийств лидировал Ильичевский район - 9, по количеству грабежей лидировал Жовтневый район - 27, по кражам государственного имущества - вновь Ильичевский - 86, по кражам личного имущества Приморский - 110 (на 1965 год). Только за 1966 год в Ильичевском районе произошло 8 изнасилований, 3 убийства, 153 кражи, 50 грабежей и разбоев, 66 хулиганств...
Неблагополучными, со всем набором хулиганов, воров и фарцовщиков, были школы №№ 2, 6, 31, 32, 4, 99, 28; ПТУ №№ 14, 15, 17, 18. Учащиеся ПТУ № 1 привлекались за ограбления квартир и ограбления прохожих на улицах, а учащиеся ПТУ № 14 грабили прохожих в дворовых туалетах в самом центре города.
Отличались в Одессе и студенты вузов. Так, в 1967 году было привлечено к уголовной ответственности 50 студентов. В 1967 году были совершены студентами: 1 убийство, 1 тяжкое телесное повреждение, 3 грабежа, 3 кражи, 23 хулиганских поступка, 15 случаев спекуляции. Наибольшее количество арестованных дал Политехнический институт - 10 человек и Институт инженеров морского флота - 7 человек (оба эти института лидировали и по количеству студентов, попавших в медвытрезвитель 15- 14 человек, в венерический диспансер попали 12 студентов Политехнического и 11 студентов Технологического институтов).
Студент водного института снял меховую шапку с прохожего, а два студента Института имени Ломоносова в подъезде на ул. Карла Либкнехта ограбили гражданина, забрав у него 70 рублей. В 1968 году студент Мединститута Новгородцев совершил зверское убийство аспиранта того же института, а студенты "Ломоносовки" совершили изнасилование в Лунном парке, еще один студент того же института отличился воровством в магазине.
Некий студент техникума промавтоматики, угрожая огнестрельным оружием, на склоне у моря на пляже "Отрада" совершил нападение на гуляющего гражданина, избил его и забрал у него аж 50 копеек!
Два студента Строительного института похитили со стендов Одесского археологического музея два золотых креста XI века.
Интересны похождения курсантов Высшего мореходного училища, напоминавших "курсантские войны" 1950 года. Летом 1968-го нескольких курсантов "Вышки" серьезно побили в парке "Победа" (Дюковском), что славился своими блатными традициями. Об избиении товарищей узнали курсанты из экипажа мореходки. Человек 35 курсантов, вооружившись палками, арматурой, ремнями со свинцовыми бляхами, ринулись в парк "Победа" бить блатных. Курсанты разделились на три агрессивные группы и рыскали по парку, избивая всех мужчин, кому было на вид до тридцати лет. Они преследовали и гнали группу местных хулиганов через весь парк. Одновременно избили и местного постового милиционера, пытавшегося прекратить избиения.
Вызванный наряд милиции, прибыв на место происшествия, заблокировал выход из парка и арестовал нескольких буйных курсантов. В ответ на это подоспевшая масса курсантов остановила машину автопатруля и пыталась силой освободить арестованных. Однако милиция отбилась, ей удалось увезти нескольких курсантов. В ответ на это курсанты избили и задержали командира отделения - сержанта милиции и привели его под конвоем в дежурную часть ОВИМУ, туда же приволокли милиционера, проезжавшего мимо на мотоцикле. Пленных курсанты держали у себя до приезда начальника милиции Одессы, который дал обещание не преследовать курсантов за их действия.
В 1968 году среди несовершеннолетних преступников учащиеся школ составляли уже 20 %, рабочая молодежь - 40 %, учащиеся ПТУ и техникумов - 9,5 %, учащиеся вузов - 0,5 %, неработающая и неучащаяся молодежь - 30 %. Около 45 % преступлений молодежи происходило в вечернее время, и, 44 % приходилось на весну - самый нестабильный сезон, а 42 % - на зиму, с ее длинными, скучными вечерами... 47 % преступников не имели одного или обоих (6,6 %) родителей.
Интересна статистика преступлений членов КПСС... В 1967 году из числа коммунистов за умышленное убийство привлекалось 2 человека, за тяжкое телесное повреждение - 1, за грабежи и кражи - 7, за хулиганство 18...
В 1964 году участились кражи - 804 случая, хулиганства - 329 случаев, грабежи - 126 случаев. В 1963 году грабежей было зарегистрировано только 78. Нанесение тяжких телесных повреждений за год выросло с 18 до 31 случая. В то же время раскрываемость преступлений стала снижаться. Не раскрытыми в 1964 году остались 4 умышленных убийства, 22 грабежа и разбоя, 116 краж и случаев мошенничества.
В 1965 году разбои и грабежи составили 168 случаев, убийства - 23 случая, тяжкие телесные повреждения и покушения на убийства - 58 случаев, изнасилования - 27 случаев, хулиганства - 325 случаев.
Резко возросло количество уголовных дел по хищениям государственной социалистической собственности - 365 дел с 536 обвиняемыми, из которых 206 - работники торговли, 163 - работники и руководители предприятий, 54 - работники бюджетных организаций. В 1965 году было 260 случаев краж государственной собственности, мошенничества и краж личной собственности - 582 случая. Мошенничество за год выросло на 53 %. Продолжались крупные и мелкие хищения на мясокомбинате, лакокрасочном и кожевенном заводах, сталепрокатном и винно-соковом заводах, на заводе имени Иванова.
В эти годы прогремел ряд дел по "фарцовке" (слово, что тогда только входило в лексикон одесситов). Места "фарцовки" предполагали наличие иностранцев - у "Интуриста", у Одесского порта, у Хлебной гавани...
Громким было дело о взяточниках в институте имени Ломоносова, когда была обнаружена группа доцентов, членов КПСС, что за 1200- 1500 рублей устраивали в институт. В 1967 году была вскрыта грандиозная афера в одесских военкоматах по "отмазке" молодых призывников от призывов в ряды Советской Армии. За взятки (от 400 до 3000 рублей) юноши освобождались от призыва медкомиссиями или работниками военкоматов. Всего было вскрыто 175 липовых освобождений. Несколько врачей облздравуправления были осуждены за взятки.
В 1965 году разоблачено 189 преступных групп с 492 участниками (грабительских - 94 с 109 участниками; хулиганских - 31 с 80 участниками; воровских - 80 с 219 участниками, групп расхитителей, взяточников и спекулянтов - 69 с 232 участниками). Всего за 1965 год были арестованы 1169 человек, 54 % из которых составляла молодежь до 25 лет. За спекуляцию наркотиками и притонодержательство были арестованы 32 человека.
Наиболее неблагонадежным считался коллектив судоремонтного завода # 1, где работало множество амнистированных. Там постоянно кого-то из рабочих сажали за грабежи, воровство, поножовщину, хулиганство. На "заметном" месте по преступлениям стоял коллектив Одесского порта.
Возрос и молодежный бандитизм. Темные аллеи одесских парков были небезопасным местом для прогулок. Двое молодых студентов Владимиров и Мельниченко вечером в парке имени Шевченко подверглись нападению и ограблению со стороны группы подростков, которые нанесли им ножевые ранения в грудь и голову. Труп подростка 16 лет Жени Корякина был найден в катакомбах только через полгода после исчезновения мальчика.
Группа несовершеннолетних с нового Юго-Западного массива во главе с неким Могилевым была разоблачена только после десяти краж со взломом и девяти случаев угона частных легковых машин.
Группа молодых восемнадцатилетних рабочих с Кривой Балки и Слободки во главе с Шабельниковым была изобличена в четырех разбойных нападениях, одном покушении на убийство. Другая группа подростков (руководитель - Шаруйко) сформировалась в основном из детдомовцев. У всех родители исчезли, умерли или оказались в тюрьме, у 16-летнего Жука вообще отец убил мать и оказался за решеткой на восемь лет Эта группа совершила десять краж со складов, из магазинов, киосков на сумму более 10 тысяч рублей! Деньги громадные по временам 65-го года. Подростки пили водку и гуляли по ресторанам. Однако не только дети улицы шли на преступления. В 1965 году прогремело дело сына капитана дальнего плавания. Этот подросток совершал кражи, несмотря на полное изобилие в семье.
Учащиеся кооперативного техникума орудовали на Черноморской дороге, снимая вещи с прохожих. Так, с одного гражданина были сняты куртка, туфли, шляпа и золотое кольцо.
Известна банда Ткаченко-Спортсмена из четырех подростков, что "засветилась" на пяти кражах и ограблении. Пятнадцатилетние братья Мордвин специализировались на кражах с пустых фонтанских дач и из домов отдыха, группа Левинца украла поросят со свинофермы и апельсины с базы. Только за два первых квартала 1965 года несовершеннолетние в Одессе совершили 3 умышленных убийства, 7 разбоев, 27 грабежей, около 100 краж, 170 умышленных хулиганств с избиениями и "подрезами", 2 изнасилования. В то же время за 6 месяцев 1968 года подростки совершили - 125 краж, 11 угонов автотранспорта, 2 убийства, 37 разбоев и грабежей...
Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, постоянно росло.
Киевский район - район новостроек - к 1968 году стал лидирующим по молодежной преступности.
В 1964 году только у одесских подростков было изъято 12 единиц огнестрельного оружия, 20 финских ножей и кинжалов, 4 железные булавы, 8 кастетов. Так, проверка в общежитии технологического техникума выявила большое количество кастетов и финок... Ножи изготавливали молодые рабочие на заводах "Большевик", "Кожзаменитель", "Кинап", в мастерских "Курорт-торга", на заводе имени Дзержинского. В 1967 году было выявлено и изъято у молодежи уже 27 стволов.
Некий девятнадцатилетний умелец, рабочий Бондарчук, изготовил на заводе пистолет в виде авторучки, другой местный "Левша" просто выточил пистолет на заводе.
Хулиганство оставалось головной болью власти. Обыкновенно хулиганские проявления совершались с 18 до 24 часов ребятами от 17 до 28 лет. По районам в 1964 году наибольшее количество хулиганств фиксировалось в Ильичевском - 77 случаев, в Жовтневом - 65, в Центральном - 58, в Киевском - 48, в Ленинском и Приморском - по 40. Рост хулиганства был заметен в Ильичевском и Киевском районах.
Начальником управления городской милиции А. Митрашевским был разработан план мероприятий по борьбе в Одессе с преступным элементом и нарушителями паспортного режима. Бюро одесского обкома приняло постановление "О грубых нарушениях паспортного режима". Всего было удалено из города более 400 человек. На вокзалах, чердаках, в подвалах изловлено множество подростков, ушедших из дома и втянувшихся в антиобщественный образ жизни.
Пьянство и алкоголизм к середине 60-х стали бичом общества. В 1966 году в Одессе в состоянии полного алкогольного опьянения было подобрано на улицах 7188 пьяниц. В 1967 году только по Одессе было выявлено около 800 алкоголиков, 500 из которых было отправлено в ЛТП, 90 - на лечение в амбулаторных условиях. В том же году в состоянии алкогольного опьянения было совершено 827 преступлений, в состоянии наркотического помутнения - 29. Под "банкой" совершалось в середине 60-х в Одессе 100 % изнасилований, 70 % убийств, 90 % хулиганств, 40 % грабежей.
В Одессе в те времена действовала банда Гутмана и Грейстмана, что совершила семнадцать краж из квартир в центре города. Банда освободившегося из тюрьмы Романенко, состояла из бывших преступников, вернувшихся из зон в Одессу. Они принялись за старое - разбойные нападения, грабежи, кражи... Банда несовершеннолетних воров под руководством Ермоленко грабила квартиры одесситов в новых районах.
Интересна история только что освободившегося из мест заключения четырежды судимого за кражи и хулиганства Иванова. Уже через несколько недель после освобождения Иванов украл часы у гражданина на "Привозе", но был пойман бдительными гражданами совместно с постовым милиционером. Иванов был доставлен в отделение, но там он учинил дебош, накинулся на приведшего его гражданина и откусил ему кончик носа. Воспользовавшись паникой, Иванов сбежал, но уже через несколько дней неудачливый вор был арестован при продаже носильных вещей из обворованной им же квартиры.
К пятидесятилетию Великой Октябрьской социалистической революции власти приготовили заключенным подарок - большую амнистию в честь праздника. Уже в октябре 1967 года в Одессу стали прибывать амнистированные. Постановления Совмина СССР и ЦК КПУ 1966 года "О мерах по усилению борьбы с преступностью" оказались просто невыполнимыми в связи с этой амнистией.
В 1967 году было ликвидировано 256 преступных групп с 667 участниками: 19 разбойных групп, 41 грабительская, 99 воровских, 68 хулиганских... Большинство преступников Одессы имели возраст от 18 до 24 лет - 514 человек, от 25 до 39 лет - 390, от 16 до 17 лет - 290, от 15 и ниже - 56 человек. Представителей рабочего класса в преступной среде Одессы было 1049, служащих - 81, колхозников - 7, учащихся 177, нигде не работающих - 507, ранее судимых 484 (31,1 %), женщин - 168...
В 1967 году было задержано 1478 бродяг и гастролеров, 254 наркомана, 12 сбытчиков наркотиков (изъято всего 250 граммов морфия и 1,5 килограмма анаши. Такие объемы сейчас смешат даже одного распространителя наркотиков), 127 гомосексуалистов, 348 проституток (из них 120 венерических больных), 13 притоносодержателей... В 1968 году уже было задержано 208 проституток, из них 167 венерически больных, ликвидировано 20 притонов разврата!
К 1967 году у одесской милиции накопился огромный опыт борьбы с преступностью. За пятнадцать последних лет были созданы обширные фотоальбомы преступников и проституток, находившиеся в каждом отделении милиции. Но преступность - общественная болезнь, которая прогрессировала в обстановке закрытого, тоталитарного общества, с идеологией и экономикой застоя и всевластием бюрократов. Со страниц газет нас уверяли, что преступность у нас изжита, и редко встречаются только единичные случаи, но улица была полна неожиданностей...
(Продолжение следует.)
В. ФАЙТЕЛЬБЕРГ-БЛАНК - академик;
В. САВЧЕНКО - доцент.
К оглавлению | Вверх | Подшивка |