Номер 2 (541), 12.01.2001
К оглавлению
номера
К оглавлению


ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С "ЭКСПЕРИМЕНТОВ"

Слухи о том, что в 2001-м году могут отменить все льготы на проезд в городском транспорте, вовсе не так уж невероятны. Этот вопрос даже вынесен был недавно на заседание постоянной комиссии горсовета по транспорту. Правда, называется это мягко: "Проведение эксперимента по отмене льготного проезда в городском транспорте". Но мы все хорошо помним, как в прежние времена проводились такого рода "эксперименты", после которых следовали выводы, почему-то всегда совпадавшие с установками вдохновителей этих экспериментов.

Суть же нынешнего предложения по проведению "эксперимента" заключается в том, что разом отменяются все льготы на проезд. Взамен льготникам будет выдаваться денежная компенсация, которую они могут тратить по своему усмотрению: хоть вообще ходить пешком, а на сэкономленные средства покупать хлеб или молоко. Возникла эта идея, конечно, не на пустом месте. Сегодня, по скромным подсчетам, едва ли не четверть населения города пользуется льготами, а власти далеко не всегда компенсируют потери транспортников. Пока что для автобусных перевозок используется такой метод: на одном и том же маршруте действует несколько машин, одни - в обычном режиме, т.е. здесь льготное право распространяется на все категории, а другие - в режиме маршрутного такси, где количество льготных групп существенно уменьшено. Есть еще также микроавтобусы, где льгот отродясь не было. Так вот, за счет прибыльных маршрутов компенсируются потери других. Правда, никто толком так и не знает, насколько рентабельны или нерентабельны те или иные маршруты. Почему-то только сейчас горсовет предложил Управлению городского транспорта провести исследование этого вопроса.

Но вернемся к вопросу об "эксперименте". Транспортников, конечно, можно понять, тем более, что все в большей степени транспорт становится частным, а кто же хочет терпеть убытки. Но конкретное предложение - выдавать на руки в качестве компенсации сумму из расчета 8 поездок на человека в месяц - вызывает оторопь. Кто и когда вычислил такую цифру? Ведь даже грудные младенцы куда чаще путешествуют на транспорте со своими родителями - хотя бы в поликлинику. А, кстати, как теперь поступать с этой категорией граждан: по ныне действующим правилам дети до 7 лет ездят бесплатно, но если ликвидировать все льготы, то и за новорожденных тоже придется платить?! Но больнее всего такое предложение ударит по старикам и инвалидам. Уж им-то точно без транспорта не обойтись! А 8 поездок для пожилого человека - норма двух-трех дней. Об инвалидах даже речь не идет. Кроме того, по опыту выдачи компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг хорошо известно, как "любит" наше государство раскошеливаться. И вряд ли будет иначе при компенсировании транспортных поездок. Не говоря уже о том, что никто ведь не знает толком, где взять "живые" деньги на выдачу этих компенсаций? А их, даже если исходить из мизерной цифры в 8 поездок, понадобится более миллиона гривен в месяц.

Словом, если сама идея понятна, то никак нельзя признать удачной схему ее реализации. Наверное, это почувствовали и сами депутаты, предложив отложить решение вопроса до консультации с аналогичной комиссией облсовета.

Однако может случиться, что этот вопрос вообще окажется неактуальным. Потому что буквально каждую минуту городской электротранспорт может вообще остановиться, как мы это уже не раз наблюдали за последнее время. Дело в том, что коммунальное предприятие "Одесгорэлектротранс" задолжало энергетикам ни много ни мало как 6 млн грн, которые те вполне резонно требуют возвратить, угрожая в противном случае оставить наши трамваи и троллейбусы вообще без источников питания. Как выйти из этой ситуации? Городские власти предлагают такую схему. В часы пик, т.е. с 7 до 10 утра, и с 15 до 19.30 вечера транспорт должен работать с полной нагрузкой. А вот в другие промежутки количество вагонов и машин на линиях может быть сокращено примерно в два раза. Более того: предложено вообще прекратить движение горэлектротранспорта с 19 часов 30 минут. Это, мол, позволит сэкономить до 10 тыс. грн в день и постепенно рассчитаться по долгам с энергетиками. А граждане, мол, могут ехать в это время в автобусах. А вот когда долг энергетикам будет возвращен, тогда можно будет вернуться к прежнему режиму работы.

Правда, даже при столь оптимистическом прогнозе понадобится около двух лет, чтобы рассчитаться с долгами, да и то это под сомнением. Это понимают и транспортники, которые справедливо указывают, что подобная мера может вообще "убить" электротранспорт. Куда большую пользу принесет внедрение методов экономии электроэнергии.

Судя по всему, первая попытка введения "эксперимента" по отмене льгот на городском транспорте его инициаторам не удалась. Но совершенно очевидно, что они от нее не откажутся. Что ждет нас в таком случае, - покажет время.

Константин РИТИКОВ.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка