Номер 2 (541), 12.01.2001 |
|
Уже на весь мир, проникая и через железный занавес, прозвучала музыка из "Серенады Солнечной долины", уже замирали сердца от "Голубой рапсодии", и ноги сами отплясывали чечетку, или по-американски (английски) стэп, едва заслышав "Чаттануга-чу-чу" (из той же "Серенады"), уже талантливый музыкант-тромбонист совершил прорыв в эпохе джаза, создав биг-бэнд или большой джаз-оркестр, когда союзники высадились наконец в Нормандии.
Даже самые наши правильные комсомольцы, втайне от комсоргов (а последние втайне от рядовой комсы) исповедовавшие джазовые мелодии ГЛЕННА МИЛЛЕРА, не знали, что майор ВВС США Г. Миллер - это и есть их джазовый кумир, что сорокалетний автор десятков популярнейших мелодий со своим оркестром поднимает дух американских и английских летчиков, выступая перед ними в ангарах, летая с концертами и в прифронтовую полосу.
Победа была близка, готовились к встрече Нового 1945 года. В освобожденном от немцев Париже, в отеле "Олимпия", должен был состояться праздничный концерт. Дирижером был приглашен Гленн Миллер. На легком "Нортмэне", управляемом полковником Норманом Бесселом, Миллер вылетел в Париж, чтобы осмотреться и подготовиться к концерту. Вылетел и исчез!
Долгие годы вокруг исчезновения любимого джазмена и композитора ходили слухи. Доходило до Бермудского треугольника, а когда вошли в моду уфологи, стали поговаривать и об НЛО и инопланетянах, которым, надо полагать, для счастья в других мирах не хватало только джаза. Были и более мелодраматические версии: Миллер спасся, но был так изуродован вследствие аварии, что предпочел исчезнуть из поля зрения почитателей. Не обошлось и без шпиономании: Миллер-де был немецким шпионом и, боясь разоблачения после победы союзников, скрывается. Нашлись и свидетели разговора Миллера с полковником Бесселом перед вылетом с авиабазы о том, почему они летят без парашютов, - Бессел от вопроса отшутился: "Вот Линдберг всю Атлантику пересек и то не трусил". Этот разговор родил версию о том, что, мол, у Бессела было желание по каким-то своим личным причинам уйти из жизни, что он и сделал, захватив с собой музыканта.
Более вероятной кажется версия о том, что на подлете к Нормандии самолет Миллера был сбит немцами или же по ошибке своими.
Эта версия вроде бы подтверждена французами, которые наткнулись в архивах Пентагона на доклад некоего лейтенанта Грегори - командира тяжелого бомбардировщика "Ланкастер". Отбомбившись над Германией, Грегори летел над Ла-Маншем и в месте т.н. "южного района сброса" избавился от неизрасходованного запаса бомб (из-за зенитного огня немцев экипаж не смог сбросить весь бомбовый запас). Расчетные время и координаты сброса совпадали с расчетным временем и координатами злополучного "Нортмэна". Более того, один из членов экипажа Грегори заметил под бомбардировщиком, идущим на большой высоте, маленький самолетик, в котором он распознал именно "Нортмэн". Но было поздно, смертоносный груз был уже сброшен. Самолетик попал под него и был превращен буквально в ничто. Никакие парашюты не спасли бы Миллера и Бессела.
Пентагон пытается игнорировать находку французов, которые запаслись копиями архивных документов. И хотя нет данных о каком-то другом самолете класса "Нортмэн", находившемся в тех же временных и пространственных координатах, что и самолет Миллера, да и вообще, много ли легких самолетов летало в те годы через Атлантику и Ла-Манш, - точки над i Пентагон не спешит расставить.
Тяжко признать, что любимец Америки, да и всего мира, погиб под бомбами родных ВВС, которым он служил.
В конце приведу анекдот, говорящий о популярности Гленна Миллера не только в "низах", но и в самых "верхах".
Как-то году в 50-м на приеме у Трумэна ему представили знаменитого американского драматурга Артура Миллера - автора пьес "Смерть коммивояжера", "Цена", "Мост" и других, не менее талантливых и известных. Трумэн радостно вскричал: "Ах, он все-таки уцелел!" Так ли было на самом деле или это байка, но то, что для не очень просвещенных президентов Америки послевоенного периода фамилия Миллер ассоциировалась с именем Гленн и с песнями из репертуара биг-бенда, это вполне вероятно.
А декабрь, в котором погиб музыкант, вряд ли показался ему маем, как пела певица в знаменитой "Серенаде Солнечной долины".
Е.К.
К оглавлению | Вверх | Подшивка |