Номер 1 (540), 05.01.2001
К оглавлению
номера
К оглавлению


Трагедия одесской интеллигенции

Одесса 20- 50-х годов XX ст.

(по архивам КГБ)

(Продолжение. Начало в № 52.)

Пленных пытали, стремясь изъять припрятанные ценности, разрывали колесами лебедок, живыми кидали в корабельные топки, топили в море. На месте стоянки этих судов, уже после ухода белогвардейцев, водолазами было обнаружено множество трупов эамученных. Причем к ногам трупов были привязаны тяжелые гири, так что трупы стояли, как живые. В феврале 18-го власть в Одессе перешла красному диктатору, командарму Муравьеву, он начал свою одесскую эпопею с разгона городской Думы и угроз в адрес одесской буржуазии: "С камнем на шее я утоплю вас в воде, а ваши семьи отдам на растерзание!

После бегства красной команды Муравьева из Одессы в апреле 18-го года властью УНР и возрожденной Одесской Думы была даже создана комиссия, расследующая злодеяния большевиков. Находилась комиссия у Сабанеева моста и возглавил ее сенатор Тригубов.

Ужасы одесской чрезвычайки, ревтрибуналов связаны прежде всего с 1919 годом, когда ЧК руководил Стах Реденс (будущий родственник Сталина и будущая жертва Сталина). Красный террор в Одессе был одним из самых ужасных в Украине, причем длиннющие списки расстрелянных постоянно публиковались в местных газетах для устрашения. Новая особая следственная комиссия по расследованию злодеяний большевиков в Одессе создается в сентябре 1919 года. Она вскрывает братские могилы с обезображенными, изувеченными трупами жертв ЧК в Александровском парке и в каменоломнях.

26 одесситов расстреляли по очень туманному обвинению - черносотенец, 16 - как членов Народного союза, в их число входил и университетский профессор. Террор продолжает оставаться классовым, то есть направленным против всех классов, кроме пролетариата, все иные были потенциальными жертвами.

Составители книги "Одесский мартиролог" (Одесса. 1999) указывают, что в Одессе и области за годы ленинско-сталинских репрессий (апрель 1919-го - март 1953-го) было репрессировано около 4 тысяч представителей интеллигенции, из них: писателей, артистов, художников, музыкантов - 202 человека, работников прессы - 48 человек, научных работников - 345 человек, учителей и руководителей школ - 921 человек, инженеров - более 800 человек.

Но эти цифры явно занижены. Практически очень плохо сохранилась документация по репрессиям 1920- 1922 годов, а по 1918-му и по 1919 годам (пик красного террора) она вообще не сохранилась. По нашим данным, за годы ленинско-сталинских репрессий было репрессировано от 10 до 12 тысяч интеллигентов в Одессе и Одесской области.

Так, "Одесский мартиролог" располагал базой данных только на 33012 тысяч репрессированных. На пик террора указывают такие цифры: 1919 год - 15 расстрелов, 1920 год - 278 расстрелов, 1921 год - 48 расстрелов. Ничего себе кровавый красный террор?!

Мы не можем сейчас назвать точную цифру одесситов, уничтоженных красным террором. Но за два месяца 1918 года в Одессе и окрестностях было уничтожено от двух до трех тысяч мирных граждан, 20- 25 процентов из которых были интеллигенты.

В самые страшные четыре месяца красного террора 1919 года в Одессе и окрестностях было уничтожено от 3 до 5 тысяч людей. А о терроре 10 месяцев 1920 года мы нашли архивные данные - расстреляно ЧК только по придуманной статье "бандитизм и контрреволюция" - 1477 человек, за 1921 год расстрелянных оказалось около 600 человек (Одесский обл. архив, р. 107, оп. 1, д. 62).

Всего же расстрелянных одесситов в 1920 году было не менее 4 тысяч, а если прибавить зверства с подавлением крестьян в провинциях, то - не менее 8- 9 тысяч человек. Есть данные, что только за три месяца 1920 года в Одессе и губернии было расстреляно 5 тысяч арестованных по приказу В.Яковлева, который был откомандирован для проведения красного террора в Одесскую ЧК из Наркомата иностранных дел Украины. Этот садист распорядился расстрелять даже своего родного отца-купца, после чего несчастная мать чекиста повесилась. Эмигрантские "Последние новости" за октябрь 21-го года констатируют, что одесское ЧК - едва ли не наиболее зверское.

С февраля 1920-го по ноябрь 1922 года, в самые "черные времена" кровопусканий одесское ЧК возглавят палачи Одессы: Стах Реденс и Макс Дейч. Только по делам белого, петлюровского и польского подполья было расстреляно несколько сот человек. Так, "Одесские известия" в ноябре 20-го указывают на арест одной группы контрреволюционеров в 194 человека (со списком), из которых 100 человек были немедленно расстреляны! Позже Валентин Катаев, который сам (как и его брат Евгений), будучи арестованным, некоторое время ждал расстрела в камере одесского ЧК, опишет его ужасы в великолепных повестях: "Уже написан Вертер" и "Трава забвения". Вспышкой красного террора ознаменовалось и посещение Одессы Феликсом Дзержинским.

Один из организаторов ЧК товарищ Лацис-Судрабс указывал: "ВЧК - самая грязная работа. Это - игра головами. При правильной работе полетят головы контрреволюционеров... Установившиеся обычаи войны, выраженные в разных конвенциях, все это только смешно: вырезать всех раненых в боях против тебя - вот закон гражданской войны".

Высылка цвета интеллигенции практиковалась в Одессе в 1921- 1923 годах. Из Одессы за рубеж и в Сибирь было выслано несколько десятков человек из "реакционной профессуры и интеллигенции". Они считались классово чуждыми элементами. В это время из Одессы был выслан выдающийся ученый-медик С. Бабкин.

С середины 1922 года по ноябрь 1927 года - эпоха временного затухания террора. Он не закончился, а просто стал более избирательным, а поэтому и менее массовым. Но все же брали еще оставшихся на свободе меньшевиков, укапистов, эсеров, бундовцев, сионистов. Чистки, как форма террора, проявляются в изгнании ряда преподавателей и студентов из одесских вузов.

(Окончание следует.)

В. ФАЙТЕЛЬБЕРГ-БЛАНК, академик;

В. САВЧЕНКО, доцент.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка