Номер 52 (539), 29.12.2000
К оглавлению
номера
К оглавлению


ТРАГЕДИЯ ОДЕССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

(Одесса 20- 50-х годов XX ст.)

(по архивам КГБ)

В годы перестройки, особенно в 1988- 1990 годах, о советских репрессиях много и бессистемно писали... Потом общество устало и постепенно потеряло всякий интерес к сталинским и ленинским преступлениям, да и к истории вообще. Ужасная действительность, с ее Карабахами, Приднестровьями, путчами, кризисами, дефолтами оказалась интереснее и страшнее. Публицисты сняли пенки и переключились на бульварные материалы. О страшной трагедии народов бывшего СССР, о трагедии интеллигенции стали забывать, а новые коммунисты все чаще выходят на митинги с портретами преступника XX века - "вождя народов". Но страшное кровопускание, жертвоприношение и духовное опустошение времени террора нельзя забывать во имя нашей жизни, во имя будущего.Сегодня мы начинаем серию статей о репрессированных одесситах-интеллигентах, одесситах, что составляли гордость нашего города в первой половине уходящего кровавого века. Артисты и медики, врачи и преподаватели, ученые и музыканты, писатели и инженеры по-своему пережили годы террора. Кто-то был репрессирован, кто-то арестован и освобожден, кто-то вовсе остался невредимым и преуспел, кто-то донес на своего коллегу и таким образом выжил...Все они "дети стального времени", все они стали жертвами этого времени. Террор сковал весь советский народ, устрашая своими масштабами и непредсказуемостью.

Красный террор не щадил ни одну национальность - украинцы и немцы, русские и евреи, поляки и греки заканчивали свою жизнь у одной расстрельной стены. Террор покалечил несколько поколений, изуродовал психику, принял как ритуальную жертву смелых, честных, лучших, умнейших...

Необходимо определиться с формулировкой "репрессированный". ПО Г. Малиновой, это человек, "что был подвергнут аресту на основе антигуманных, с точки зрения современного уровня развития права, оснований и какое-то время находился в местах лишения свободы, физически пострадал от политики тоталитарного режима; был подвергнут депортации". Но сюда же необходимо добавить и "...кто испытал идеологическое и моральное насилие".

* * *

Еще с 1918 года началась охота на интеллигента, которого, с подачи Ленина, называли не иначе как гнилым, мелкобуржуазным. Причем сам классик большевистской революции не стеснялся и более резких эпитетов. Террор был им задуман, в первую очередь, против интеллигенции - разума и совести нации, против людей критически мыслящих, способных увидеть губительные последствия Октября.

Январь 18-го начался с разгрома большевиками Учредительного собрания и с убийства его депутатов-интеллигентов. Расправа над ними в Петербурге стократно отозвалась кровавой вакханалией в провинции, где нравы были попроще и порядку было поменьше. В середине января 18-го года в Одессе победила большевистская революция. К власти пришли озлобленные бывшие заключенные, люмпены, мелкие лавочники. Они уже мстили не только за то, что они нуждались при царском режиме, но и за то, что университетов не кончали и французскому не обучались.

В Одессе начала 18-го террор носил еще стихийный и массовый характер. Лозунги большевиков об экспроприации экспроприаторов и уничтожении класса эксплуататоров воспринимался дословно, к тому же большевики не опровергали такую вольную трактовку.

Январь- март 18-го в Одессе прошел под знаком массовых грабежей и убийств. Интеллигенцию большевики сразу же окрестили кадетской и относились к ней, как к враждебному классу.

Военная секция Одесского совета, в феврале 18-го года, пугала публику: "...будем вешать и расстреливать всех, кто посмеет задержать дорогу буйному потоку революции". Февраль 18-го памятен варфоломеевскими ночами в причерноморских городах, где главными палачами выступали революционные матросы. Одесса не была исключением. Братишки-матросы начали настоящую охоту за офицерами, буржуями, членами украинских партий, открыто заявляя, что надо вырезать буржуев", пересечь публику пулеметным огнем...

Матросы свозили захваченных интеллигентов на свои суда, что стояли в одесском порту: "Ростислав", "Алмаз", "Прут". Была в моде даже такая песенка: "Ростислав" и "Алмаз" за республику, наш призыв боевой - резать публику!"

Из известных интеллигентов Одессы в эти месяцы были зверски убиты: либеральный генерал Эбелов, персидский консул в Одессе Зайченко, прокуроры Бекадоров и Демьянович, некоторые члены городской Думы и многие, многие другие...

В. ФАЙТЕЛЬБЕРГ-БЛАНК, академик;

В. САВЧЕНКО, доцент.

(Продолжение следует.)

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка