Номер 49 (536, 8.12.2000
К оглавлению
номера
К оглавлению


ЗА НЕСКОЛЬКО МГНОВЕНИЙ ДО XXI ВЕКА

(Продолжение. Начало в ## 43-48)

6. Скромное обаяние короткого метража

От малого до большого - один шаг. Это может быть применено к чему угодно, но только не к кино. Путь от короткометражки к первому полнометражному фильму как раз может затянуться. Причем надолго. Зато та армия коротких фильмов, ежегодно тысячами выходящих в свет, - это целый мир, где уже сегодня отражаются те идеи и открытия, которые только завтра "взорвутся" в большом кино.

Словно в подтверждение именно конкурсный раздел дебютных короткометражных фильмов стал на "Молодости" самой насыщенной и интересной частью. Не отставала и география: от стран Европы до Новой Зеландии, Бразилии или Буркина-Фасо. Традиции шведского кино, приправленные оригинальным скандинавским юмором, живо пересекались в коротком, но эффектном пятиминутном фильме "Продолжение следует" Линуса Тунстрома. Три параллельные истории, смонтированные в перекрестном монтаже, сменяют друг друга через считанные секунды. Респектабельного вида швед идет по улицам города... Влюбленная пара сливается в порыве страсти... Беззаботная девочка выбегает во двор... Развитие каждой из трех ситуаций, разбитых на короткие отрывки, вводит зрителя в быстрый и напряженный ритм действия. Швед приближается к дому... Страсть влюбленных набирает силу... Девочка пробегает по лестнице и обменивается взглядом со стоящим рядом мальчиком... Мужчина и женщина среднего возраста в ожидании сидят на кухне... Есть ли во всем этом что-то общее? И когда наступит развязка? В поиске ответов зритель погружается в особое ожидание, пытаясь "рассортировать" весь этот поток фрагментов. И как назло, все они обрываются именно тогда, когда вот-вот что-то должно произойти. А в следующий момент выясняется, что происходит совсем не то, что можно было себе представить, и вообще: "Чем дальше в лес, тем больше партизанов!" Мальчик стреляет из лука... Швед поднимается по лестнице и достает ключи... Девочка выбегает на улицу и чуть не попадает под машину... Сидящие на кухне по-прежнему чего-то ждут... Стрела амура вонзается девочке в спину... Влюбленная парочка приближается к вершине экстаза... Швед поворачивает ключ в замочной скважине... Подозрительный тип возникает перед девочкой и дает ей оплеуху. Швед входит в комнату и мирно ожидающие на кухне с удивлением смотрят на его безумное лицо... Влюбленные достигают оргазма... Швед распахивает плащ, под которым часовой механизм, отсчитывающий последние секунды... Девочка поднимает обиженный взгляд на подозрительного типа и сжимает кулаки... Вместо развязки - на весь экран издевательская надпись: "TO BE CONTINUED" ("Продолжение следует"). Супер! Вот и говорите после этого, что у т.н. холодных скандинавов недостаточно чувства юмора.


Вообще поводов для разрушения стереотипов на "Молодости" было достаточно. Казалось бы, какие ассоциации может вызывать кино такой спокойной, тихой и жеманной страны, как Швейцария? А тут - именно оттуда на экраны "Молодости" попал самый скандальный и провокационный фильм фестиваля, вызвавший у зрителей целую гамму эмоций, среди которых не было ни одной положительной. Публика в ужасе выставляла ему самые низкие оценки и рейтинге. Одна киевская журналистка на пресс-конференции вопрошала дирекцию, как вообще ТАКОЕ могло попасть в программу? Фильм назывался "П". имя режиссера скрывалось под псевдонимом Юри А. Битых шесть минут на всеобщее обозрение ненасытной публики крупным планом выставлялось практически одно и то же - экскременты. Это сползало, плюхалось, стекало, а голос за кадром вещал о научных фактах и теориях: какого цвета и формы это бывает у вегетарианцев, мясоедов, больных расстройством желудка... Все - с наглядной демонстрацией. Причем снятое в манере дорогого рекламного ролика. И тут режиссер развивает целую философию. Под веселый рекламный логин "Мы любим грязь!!!" на экране чередуются "неприличные" знаки, созданные в дизайне указателей супермаркета. А дальше - и вовсе беспредел: фирменные товарные марки крупнейших корпораций со слегка измененным названием "Caca-Cala", "Callboro", "Pipsi" и тому подобное. Видимо, только западный склад сознания, напичканный рекламными кампаниями и технологиями продвижения товара на рынке, способен выдать такое "противоядие": знак равенства между продуктом потребления и продуктом пищеварения. Что у рекламиста на уме, то у потребителя в желудке. Реклама - это и есть...

"Автора!!!" - ехидно кричали зрители по окончании фильма. Точно известно, что режиссер на фестивале не присутствовал. Да и его настоящее имя окутано тайной. Возможно, по причине нежелания встретиться с маркетологами крупных корпораций, которые даже в тихой Швейцарии могут за такие приколы отловить и потребовать денежную компенсацию.


Как видим, в своем солидном столетнем возрасте кино, оказывается, все еще не утратило способность шокировать. И если упомянутый выше физиологический ролик "П" действует, как укус гремучей змеи, то это вовсе не значит, что состояние шока не может быть и совсем другого рода: спокойным, холодным и таинственным, как встреча с неведомым. Такова одна из самых стильных и эстетских работ фестиваля, первая короткометражка француженки Женевьев Ангури "Цвета тела". Интересно было наблюдать за необычной реакцией зала, в котором уже с первых кадров установилась гробовая тишина. Казалось бы, еще ничего не успело произойти, еще ничего не ясно, но блеклое изображение и медленный полушепот уже настроили на особую волну прикосновения к тайне. На экране - корни деревьев чередуются с рисунками человеческих тканей. Молодая женщина листает страницы анатомического учебника и отголоски ее ощущений создают на экране странный мир образов и аллегорий. Кисти рук скользят по ее плечам и бедрам, улитка проползает по обнаженной ноге... Без Фрейда и Юнга не обойтись. Мотивы бессознательного здесь обретают легкость и воздушность, как взлет качелей, на которых единственный персонаж фильма раскачивается на фоне мертвого неба... чтобы при очередном взлете исчезнуть. Завораживающий визуальный ряд, от которого веет потусторонним холодом, озвучивают не менее запредельные строки: нечто среднее между поэзией и анатомией. Для большего эффекта автор пропускат голос через компьютер, после чего этот металлический шепот "раскручивается" словно стальная спираль.

Происхождение текста окончательно становится понятно позднее. Поэтому от заключительных титров фильма мороз по коже: "Объектом вдохновения стал доклад по аутопсии, написанный в 1831 году, который детально описывает ткани и цвета внутри человеческого тела..." А тем временем на фоне титров вам вторит далекое эхо: "Assez..." (с французского - "достаточно"), фонетическое звучание которого при неоднократном посторении многозначительно превращается в другое: "...C'est la" ("это там"). А под финал - прощальный звук-вздох: "...идем".

To be continued...

Олег МЕЛЬНИЧУК.

Киев-Одесса.

На фото:
Вот такие знаки радовали взор в фильме "П".

Кадр из фильма "Цвета тела":
еще один взлет качели, и она исчезнет.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка