Номер 35 (522) , 1.09.2000
К оглавлению
номера
К оглавлению


Книжная полка

СО СТИХОФОРИЗМАМИ В РУКАХ ПО УЛИЦАМ, ИСХОЖЕННЫМ ДЕТСТВОМ

Возможно, не все самое интересное, что было издано в этом году, попало мне в руки, но из тех новинок, что достались, мне захотелось оставить у себя книги четырех авторов. О троих из них я расскажу в этой публикации, четвертый (вернее, четвертая) требует отдельного разговора. Итак, "Исхоженные детством", автор - Ростислав Александров. Под этим именем в свое время - время становления плеяды одесских журналистов, сгруппировавшихся вокруг "Комсомольской искры", - пришел в журналистику Александр Розенбойм. Пришел по одесским улицам, о которых Исаак Бабель писал:

"Из окна летели прямые улицы, исхоженные детством моим и юностью..."

"Исхоженные детством" Р. Александрова - это путеводитель по одесским мифам, оживляющий их, наполняющий их реалиями и персонажами, уникальными фактами и уникальным одесским бытом.

Более 30 лет журналист Ростислав Александров - одессит Александр Розенбойм изучает свой город, его историю, легенды, быт и нравы; более 30 лет делится своими открытиями и находками с читателями; более 30 лет собирает и подслушивает парадоксальную одесскую фразеологию.

Дома выстраиваются в улицы, улицы сплетаются в город, отдельные статьи Р.Александрова составили эту книгу, литературное достоинство которой не уступает богатству заключенных в ней сведений.

Книга охватывает не весь город, но те улицы, по которым проходишь с автором, те дома, в которые он приглашает заглянуть, уже никогда не будут казаться чужими. В них навсегда поселятся и наши именитые современники и "тени забытых предков", оживленные Р.Александровым.

Но идти за Александровым-Розенбоймом следует с небольшой и очаровательной книжкой Леонида Авербуха "Стихофоризмы с многоточиями... Мемуатюры".

Такое вот необычное название из слов-гибридов дал автор своему сборнику. Оно куда лучше, чем какие-нибудь "Афоризмы в стихах" и "Миниатюрные мемуары". Звучит, во всяком случае, свежо и интригующе. Но чтобы определить, что же такое "Стихофоризмы с многоточиями", придется также прибегнуть к гибридословам. По аналогии с трагикомедией и трагифарсом это - трагиюмор: вот наиболее полное определение жанра, в котором написаны две с половиной сотни авербаховских четверостиший. Пусть первые звучат частушечно-игриво:

Мне по душе сухарики,
Тебе по вкусу пончики
У Губермана "гарики"
У Авербуха - "ленчики".

Впрочем, достаточно одного взгляда на портрет автора, чтобы удержаться от поспешных выводов. В четверостишиях Авербуха вся палитра эмоций - улыбка и грусть, восхищение и презрение, сарказм и горечь, лукавство и гнев, ирония и самоирония:

Мы не знаем, какой она будет -
Стартовавшая ныне эпоха.
Неплохие на свете есть люди,
И есть люди, которым неплохо.

Или.

Судьба по темечку вдруг - хрясь!
И больше не светлеют дали.
Жизнь, может, и не удалась,
А все ж попытку засчитали...

Известно, что мысль, высказанная в стихах, обладает большим эмоциональным воздействием, чем та же мысль, выраженная в прозе, словно ритмические, рифмованные строки вызывают резонанс струн души человеческой. Леонид Авербух украсил рифмами афоризмы, поговорки, анекдоты, притчи, собственные "озаренки" и мысли великих (и не очень великих) людей.

В "соавторы" он привлек таких авторитетов, как Ницше и Жванецкий, Марк Твен и Поль Валери, М.Монтень и Н.Эйдельман, и даже В.Геращенко и С.Гриневецкий, не говоря уже о древних.

Переходя тоже к стихотворной форме, хочется сказать:

Мудрость своя и чужая
Вписана в эти страницы.

Книжица хоть небольшая
С ней ни одна не сравнится.

Не по содержанию и не по духу, но по форме, по желанию воплотить в стихах то, что волнует, что будоражит воображение, сравнимыми с книгой Авербуха оказались два поэтических сборника недавно ушедшего из жизни прекрасного одесского врача Александра Шафира.

Первый сборник - "Терновый куст" - это маленькая стихотворная энциклопедия еврейской истории, начиная с мифов Ветхого завета и до наших дней.

Второй - свидетельство того, как автор сумел сохранить до конца своей жизни способность искренно любить, восхищаться, загораться от "Огня поэзии высокой". Книга эта посвящена А.С. Пушкину:

Я этот сборник посвящаю
Тому, чья лира золотая
Во всей красе и волшебстве
Являться в детстве стала мне.

Чтобы сквозь лет прошедших дали,
Своими мог сказать стихами.
Как полюбил их горячо...

В книге биография поэта, размышления о его жизни и творчестве.

Остается добавить, что все три автора - одесситы, что известнейший врач-фтизиатр Л.Авербух не просто одессит - а одессит от дедов и прадедов, поселившихся в Одессе на заре ее даже не юности, а детства. И поэтому ко всем троим можно отнести интимные строки Авербуха:

Прямых здесь ссылок на Одессу нет,
Но должен Вам признаться откровенно,
Что только здесь я хоть чуть-чуточку поэт,
И "ленчики" кропаю вдохновенно...

Елена КОЛТУНОВА.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка