Номер 35 (522) , 1.09.2000
К оглавлению
номера
К оглавлению


ДВА СОБАЧЬИХ РАССКАЗИКА + ЕЩЕ ОДИН

I. СОБАКА БЕЗ ПОВОДКА

Нынче в связи с жарой, пишут газеты, много развелось бешеных собак, особенно их много среди собак домашних, т.к. они больше подвержены этому заболеванию. Будьте осторожны - и хозяева собак и прохожие! - призывают газеты.

Однако для того, чтобы быть травмированным собакой, вовсе не обязательно, чтобы она была бешеной. Как-то раз в одном из сквериков я наблюдал такую картину. Молодой человек, выгуливающий здоровенного пса, освобождает его от поводка, тот резвится, дурачится и вдруг со всех четырех устремляется к мужчине - пожилому, седому уже человеку, который мирно плетется, ни о чем не подозревая, по тенистой тропинке. И тут перед ним возникает огромный пес - прямо-таки "собака Баскервилей", который встает на задние лапы и кладет ему передние на плечи... Пожилой закричал и зашатался. Хозяин окликнул пса, а пострадавший, шатаясь, едва доковылял до ближайшего дерева и оперся о ствол, чтобы не упасть. Он хватался за сердце и ловил ртом воздух. А молодой человек - хозяин игривого пса-великана - как ни в чем не бывало продолжал его выгуливать.

Старик - слава Богу! - отдышался. Он был просто напуган. Я догнал молодого человека с нашкодившим псом.

- Как же так можно? - спросил я возмущенно. - Ведь вы могли довести старика до инфаркта!

"Выгульщик" не ответил ни слова. Его огромный пес опять помчался куда-то со всех четырех...

Бойтесь равнодушных, как и бешеных. Бешеных хотя бы ловят, или отстреливают, а равнодушных вон сколько расплодилось, хоть пруд пруди.

II. ТЕРПЕЛИВЫЙ ПЕС

"Дама с собачкой" - один из непревзойденных шедевров Чехова. А кинофильм того же названия с Баталовым и Саввиной - общепризнанный кинематографический шедевр. Какие артисты, какие тонкие взаимоотношения! ДАМА С СОБАЧКОЙ - да это же имя нарицательное, как тургеневская девушка, к примеру...

Сижу я на скамейке недавно, и рядом со мной усаживается девушка с собакой и молодым человеком: не то молодые супруги, не то любовники. Бог с ними, не в этом дело. Собака - по виду кавказская овчарка - смирно лежит у ног хозяйки... Как вдруг насторожила уши, вскочила и бросилась в погоню за болонкой, что выскочила на полянку в сопровождении немолодой хозяйки с авоськой. Какое-то время они мирно играли, попеременно гоняясь друг за дружкой, пока кавказская овчарка не прижала болонку к земле и та не стала отчаянно визжать.

Моя соседка вскочила и бросилась на выручку болонки. Она оттащила свою овчарку за хвост и лапу. подтащила к скамейке, где сидел ее молчаливый попутчик, и стала ее избивать: и все по морде, залезла пальцами ей в пасть и чуть не разорвала ее, и ногами пинала, и щипала... Я не выдержал и вмешался, но на меня никто не обратил внимания: ни хозяйка, ни собака, вконец истерзанная, ни молчаливый парень. Ей-богу, был момент, когда мне хотелось, чтобы кавказская овчарка как следует тяпнула свою "милую хозяюшку" за ее жестокую длань, но вековая собачья выучка была сильнее всего: она даже не тявкнула. Только кряхтела и временами обнажала острые клыки.

- Лежать! - повелительно рявкнула хозяйка, наконец-то устав от чинимой ею жестокой выволочки, и собака послушно улеглась у ее ног, часто подрагивая впалыми боками. Не скажу, что она была заморенной - довольно сытая и ухоженная, - однако как же ей доставалось!

Вскоре молодая пара - она в модном нынче "лифчике" и шортах, а он в спортивных брюках и майке, и оба с сигаретами во рту, - на мое счастье, ушли. Собака поплелась следом. А я смотрел им вслед и думал: Да! Это вам не дама с собачкой. Увы и ах!

III. МЕЛОДРАМА О ПСИХОПАТЕ

Что мы нынче смотрим по телевизору? Латиноамериканский бесконечный кинопримитив да американские триллеры, вперемешку с боевиками и секс-шоу ближе к полуночи.

И все это заграничное старье - тридцатилетней, а то и сорокалетней давности - норовят нам тиснуть наши теле-СМИ еще и по несколько раз, а уж по второму разу точно. Да не на разных, а по одной и той же программе. Тот же хваленый "Интер", к примеру. Мало того, что неистребимому Якубовичу по два раза приходится вручать свои призы-подарки. Нет, подарки - это ему вручают, извините...

Глядя на все это повторение, я тоже решил повториться: призвал на помощь американского автора Альберта Кана, которого уже цитировал однажды. Его книга "Игра со смертью" была выпущена в свет в Нью-Йорке в 1953 году. И вот что он писал о фильмах, которые нам показывают сегодня, в статье "Яд Голливуда": "Есть немало таких фильмов, центральной фигурой которых является прославленный гангстер или изощренный убийца. Характерным образчиком такого рода кинопродукции может служить фильм "До белого каления", в котором главную роль исполняет Джеймс Кагни. Журнал "Лайф" в рецензии, озаглавленной "Кагни снова убивает", называет этот боевик "волнующей смесью преступлений и безумия". Кагни создает образ оголтелого убийцы, который дерется не только руками, но и ногами и при этом рычит, словно тигр".

Я не буду приводить вам тех "рычащих" аннотаций, которые фигурируют в статье американского публициста, дам лишь перечень этих, с позволения сказать, кинопроизведений. Вполне возможно, что одно из них мы смотрели с вами вчера. Или наши дети, или внуки... "Снайпер", "Дьявол убивает сразу троих", "Подозрительное ранчо", "Капитан пиратского корабля", "Асфальтовые джунгли", "Жертвы насилия", "В клетке", "Расплата", "На краю гибели", "Возвращение злоумышленников", "Сними поцелуем кровь с моих рук" и пр. Один из этих поп-шедевров все же проанализируем: "Звоните по номеру 11-19". Это захватывающая мелодрама о психопате - истребителе бешеных собак. Фильм основан на опубликованных в печати фактах.

"Опубликованных в печати фактов" в нынешней самой-самой Америке сегодня больше чем достаточно. Те, кто когда-то был вскормлен на "злоумышленниках"-фильмах отдают кесарю кесарево. А мы-то чего добиваемся? Снять такой же "урожай", какой пожинают нынче американцы? Ведь к этому все идет. И не бешеных собак станут истреблять выкормыши поп-кино, а нас.

Анатоль ШАХЛИЕВИЧ.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка