К оглавлению
номера
К оглавлению


ЧТО ТАКОЕ ЧЕСТЬ ОФИЦЕРА

Спросите у любого из журналистов, не надоело ли ему писать о коррупции и взяточничестве, о корысти чиновников и пренебрежении интересами государства? Причем писать чаще всего, не упоминая имен и подробных деталей случившегося, - потому что журналист в Украине сегодня беззащитен перед произволом чиновников без чести и совести.

В ответе можете не сомневаться.

Так вот, сегодня - ни слова о деятелях продажных, которые недостойны того, чтобы о них осталась память потомкам. Страна сегодня нуждается в настоящих мужчинах, на которых и держится еще наше несчастное государство. И многие из них - это военные, офицеры - такие, о которых писал В.Пикуль: настоящие, в лучших традициях белой (красной, национальной и т.д.) гвардии.

Итак, представляем: зам. командира Одесского морского пограничного отряда, капитан 1 ранга (что соответствует воинскому званию "полковник") Александр Львович Наумкин. Честь имею!

- В роду нашем служили из поколения в поколение. Дед по матери в царской армии служил в пограничных войсках в Ленкоране, что на границе с Ираном. Правду говорите - это о тех пограничниках писал Пикуль: офицер на заставе мог позволить себе принимать ванны из шампанского, честная служба вознаграждалась третьей частью задержанной контрабанды. Отец мой прошел Великую Отечественную, был ранен под Прагой. Брат отца закончил службу в звании майора...

В июне 1994 года пограничный сторожевой корабль (ПСКР) "Павел Державин", которым командовал тогда еще капитан 3 ранга Александр Наумкин, нес службу в районе о.Змеиный. Около 10 часов утра локаторы обнаружили неизвестную цель, ориентировочно следующую из Херсона в Болгарию. На связь цель не выходила.

По приказу А.Наумкина на ПСКР была объявлена учебно-боевая тревога, корабль пошел к судну на визуальное опознание.

Целью оказался большой катер типа "Кулик" - с трюмами, отсеками, кают-компанией, на борту красовалось название "Гермес". На сигналы катер все так же не реагировал, в том числе и на сигнал о немедленной остановке, и Александр отдал приказ на экстремальное маневрирование.

Когда смотровая группа высадилась на "Гермесе", на катере были обнаружены дюжие молодчики - возможно, вооруженные, а также - контрабанда меди и старинные иконы. Капитан катера назвался майором весьма уважаемых силовых структур и предложил командиру ПСКР дипломат с валютой - всего пообещал около 10 тысяч долларов США, если "Гермес" отпустят." А если нет - тебя и твою семью...В общем, пожалеешь!"

Ответ Львовича стал легендарным в Южном направлении: "Ты майор и я майор. Кто-то из нас должен сидеть в тюрьме!" Контрабанду на очень крупную сумму задержали. Виновных осудили. Пограничники утверждают, что за эту операцию кап-три Наумкин получил премию, которой хватило бы на пять бутылок водки. А угрозы оказались не пустыми словами: семью пришлось охранять сотрудникам СБУ, а самого Александра несколько месяцев разыскивали "крутые". Пистолет в городе даже в таких случаях командование носить не разрешает, пришлось носить в кармане гранату - кажется, учебную.

- В 1976 году я закончил КВВМКУ им. Кирова, вышел лейтенантом. Получил назначение в Одессу, здесь была маневренная группа Балаклавской бригады. Азы пограничной службы осваивал в учебном центре в Анапе, потом был помощником на "крылатом" перехватчике проекта 125 С - на то время самом быстроходном на Черном море. Потом стал командиром корабля, закончил офицерские курсы ВОЛСОК в Ленинграде по специальности "флагманский штурман", несколько лет командовал ПСКРом "Одесса", затем кораблем 205-го проекта. В 1994-ом был назначен командиром дивизиона пограничных сторожевых кораблей, через год - начальником боевой подготовки штаба Морского погранотряда.

Самый первый серьезный случай, который запомнился Александру Львовичу на службе, произошел в 1984 году, еще во времена Андропова. Тогда его, лейтенанта, назначили командиром "сложного" корабля.

- Время было такое - об этом не разрешалось говорить. Группами кораблей Франции и США постоянно велась разведка нашего побережья. В один из дней мы несли службу в море, когда поступил приказ не допустить нарушения границы в районе Змеиного. Когда подошли к цели, я понял - задача почти не выполнимая. Французскому военному кораблю "Монткальм" мы могли подать сигнал об остановке только в случае, если бы он вошел в территориальные воды, но тогда граница была бы уже нарушена. Поэтому я принял решение - выйти за пределы тер. вод и маневрировать.

Осуществить это опять же таки было сложно - "Монткальм" уже сопровождал наш МПК "Киевский комсомолец", который нам только мешал. А в это время французы целенаправленно продолжали разведку. Когда оставалось всего полтора кабельтовых до наших вод, я приказал выйти на столкновение бортами, хотя "Монткальм" и был раза в 3-4 больше по водоизмещению. Но нервы у них оказались не железными, и они не выдержали - поджав хвост, ушли. Хотя по пути все-таки подняли свой вертолет "Си Кинг" в районе Ильичевска.

За блестящие действия Александра тогда представили к ордену Красного Знамени и лично расцеловал командующий. "Зарезал" награду какой-то генерал из Москвы, который, изучив дело, разгневался: "Вы что, не могли найти для операции лучший корабль?", имея в виду нарушения дисциплины в прошлой команде ПСКР. Как будто экстремальная ситуация выбирает для проверки только пай-мальчиков. И Александр был награжден за операцию "ценным подарком" - переносным радиоприемником.

- Во время последней нашумевшей операции "Калкан-2000", в апреле, когда задержали шхуну "Шериф Чинар", я был старшим на ПСКР "Подiлля". На "Павле Державине", который и задерживал "Шерифа", шел командир Одесского морского погранотряда капитан 1-го ранга Геннадий Журавков - очень грамотный, решительный офицер, который может взять на себя ответственность. С воздуха управлял операцией сам нач. штаба ПВУ генерал-лейтенант Павел Шишорин. И, несмотря на то, что корабли почти год не выходили в море на учебу, экипажи сработали профессионально. Кстати, огонь по "Чинару" вел комендор - матрос срочной службы - а ведь это не на берегу стрельбы, а в море, при хорошей качке.

Но я скажу - этот успех не оправдание, все могло сложиться совсем иначе. Корабли должны учиться, выходить в море. Еще со времен царского флота, да и в советское время до 15 % моторесурсов, топлива уходило на боевую подготовку - а это ведь цифры, написанные кровью. Чего стоит только отказ орудия при стрельбе на 15- 20 минут, когда матросики не могут устранить неисправность, у них нет опыта - а такое ведь случается. А если в бою?

Пограничники сегодня говорят: дайте нам топливо, и мы решим все задачи. Тем более, ситуация сейчас напряженная, турецкие браконьеры начали наглеть. Используют самые современные навигационные системы, буйки на сетях теперь им не нужны. Чуть что - рубят тралы и идут на опасное маневрирование. Так что нам и в мирное время задач хватает.

Как-то пограничный корабль вел в порт задержанную браконьерскую шхуну. Турки вышли на связь и предложили всем офицерам корабля по $ 3 тысячи и по $ 200 матросам за то, чтобы шхуну отпустили. ПСКР продолжал курс на Одессу. По мере приближения к земле ставки росли - по $ 5 тысяч офицерам и по $ 500 матросам. Потом пообещали отдать еще и всю рыбу. Шхуну привели в порт, суд назначил браконьерам выплатить 36 тысяч долларов ущерба, деньги пошли в бюджет.

Вопрос, который последним был задан капитану 1-го ранга Александру Наумкину, мог быть для него не очень приятным, так как задевал тему, больную почти для всех наших военных. Но кап-раз и тут оказался на высоте:

- Александр Львович, сегодня мы с вами живем в ненормальном государстве, в котором честность и преданность долгу вызывают насмешку у окружающих. Мы не можем не спросить вас об этом - ведь многие, прочитав это интервью, скажут: "Вот ненормальные, получают копейки, могли бы взять доллары и обеспечить себя и семьи!" Хотя на самом деле - это мы все ненормальные, над нами смеются и в Европе, и в Америке, и ставят нам в пример своих полицейских, которые не берут взятки. Что бы вы ответили на это?

- Я скажу так. Есть быт, который всех давит. А есть совесть, есть свое дело, которое делаешь честно. Для мужчины это самое главное. Что я вам скажу в отношении пограничных войск - во все времена мы были лучшими. Это десятилетиями, если не веками, отлаженная система отбора. Люди, попавшие к нам случайно, не приживаются. На флоте и в погранвойсках до сих пор действует старый принцип: "Делай как я!" - и командир всегда о нем помнит, он должен быть лучшим - как профессионал, как человек.

Знаете, отрадно наблюдать сегодня перемены в войсках после какого-то непонятного периода. Улучшается дисциплина, сегодня служить идут в основном дети рабочих и крестьян, которые выносливее физически и могут работать. С ними легко служить - они настоящие. Многие родители уже сами просят оставить детей на сверхсрочную службу - оно и понятно: времена тяжелые, а тут - гособеспечение, форма, питание. Стали более стабильно, без задолженностей выплачивать зарплату, сейчас увеличиваются оклады. Будет нормальная система - люди будут служить. Уже сейчас у пограничников снова появилась возможность отбирать лучших.

Я считаю, что государственные интересы должны быть превыше всего - иначе рано или поздно государство погибнет. И у нас, в Украине, думаю, это уже многие понимают.

Интервью подготовил Евгений СТЕБЛИВСКИЙ.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка