К оглавлению
номера
К оглавлению


АРХИВ

БЕЛАЯ ОДЕССА И БАНДИТЫ

(август 1918 года - февраль 1920 года)

(Окончание. Начало в # 19.)

Мздоимство, вымогательство, рвачество усиливалиось с крахом белого дела. Военно-полевой суд за вымогательства приговорил к расстрелу адъютанта коменданта города и двух офицеров-осетинцев (в Одессе с декабря 1919 года была создана охранная конная стража из Осетии). Была ликвидирована "самочинная" белогвардейская контрразведка (гост. "Пассаж"), которая, не имея никаких полномочий, держала в страхе население города, выколачивая у подозреваемых крупные суммы.

Новый 1920 год, как уже было заведено с 1918 года, встречали стрельбой и взрывами бомб. В новогоднюю ночь собралась за столом семья Тарбфи; и надо было им приглашать гостей? Гости плохо себя вели. Один из них даже, выхватив пистолет, начал стрелять в потолок и кричать, что он анархист. В довершение всего, буян К. Полетаев убивает хозяина дома... А вот Иван Стыцира в новогоднюю ночь зарубил брата и лег спать, а утром прибежал в полицию и покаялся.

Не спали и налетчики... На квартире Кузьменко захватили 177 тысяч, а на квартире директора завода "Наваль" Полякова, приехавшего из Николаева, им больше повезло, было захвачено драгоценностей на 2000000 рублей.

Анархисты продолжали чистить карманы буржуазии вместе с уголовниками.

В январе 1920 года произошел ряд ошеломляющих случаев. На Дерибасовской в десять вечера началась перестрелка между патрульным нарядом стражи и неизвестными налетчиками, которые, проезжая в пролетке, обстреливали возвращающихся из театров одесситов. Дерибасовская превратилась в поле сражения. Причем одесситы, имея опыт гражданской войны, легли на заснеженный тротуар улицы, зная, что "пуля-дура".

В конце января 1920 года прогремело зверское убийство семьи Литермана, ограбление кассы фабрики Фальцфейна, нападение на заводы минеральных вод (на 40 тыс. рублей), на свечной завод (на 150 тыс. рублей), на квартиру Зарубишина (на 570 тыс. рублей), убийство начальника белой контрразведки Г. Кирпичникова и его шофера.

Большое впечатление произвел побег шести грабителей, укравших 10 миллионов рублей из управления продовольствием.

Ранним утром 15 января к бульварному участку, что по ул. Кондратенко, подошли шестеро одетых в военную форму мужчин. Показав документы, они потребовали у дежурного пропустить их во двор участка. Вскоре они оказались в арестантском корпусе, где обезоружили стражника и под дулом револьвера заставили его окликнуть караульного тюремных камер. Последний, увидев через окно в двери стражника, открыл стальную дверь, ведущую в коридор с камерами. Обезоружив пять караульных, нападающие отняли у них ключи от камеры своих соратников и, одев освобожденных в шинели караульных, вывели их за ворота участка.

Тем временем Красная Армия приближалась к Одессе... Уже 2 февраля 1920 года в Одессе начались общая паника, эвакуация, бегство... Магазины и лавки спешно закрывались.

3-5 февраля на Молдаванке, Косарке, Пересыпи прошло так называемое "молдаванское восстание", по существу, выступление около 200 бандитов, к которым присоединились несколько десятков боевиков из анархистов и большевиков.

Вечером 4 февраля банды "выплеснулись" с Молдаванки в район Тираспольской, Преображенской, Дерибасовской. На улицах вооруженные группы останавливали офицеров и расстреливали их. Та же участь ждала стражников, агентов полиции. Несколько офицеров, постаравшихся скрыться в здании еврейской больницы, были обнаружены и по-зверски убиты. Вооруженные группы, вместе с толпами погромщиков с окраин, оказавшись в центре города, стали громить, "производить реквизиции" во всех магазинах - от хлебных и гастрономических до ювелирных (братьев Пьявок, Клозмера, Бебеша). Разгромлена была гостиница "Пассаж", аптека Гаевского... Такой же разгром был учинен в торговых точках на "толчке" и на Пересыпи (ул. Московская). Бандиты захватили деньги инженерного ведомства (более 900 тысяч рублей); сняли на Соборке шубу за 25 тысяч рублей с известного актера кино К. Томского; ограбили инкассатора рабочего профсоюза.

Против погромщиков были направлены офицерские дружины с броневиками и пулеметной командой, а также "малороссийский партизанский добровольческий крестьянский отряд" атамана Ильи Струка, который отступил в Одессу вместе с белыми с Киевщины. Банды были разогнаны с потерями для бандитов до 40 человек. Командующий одесским укрепленным районом и начальник гарнизона полковник Стессель подтянул части к окраинам города и не дал бандитам ускользнуть от расплаты.

5-6 февраля началась чистка города с расстрелами подозрительных на месте.

6-7 февраля белогвардейское командование (Шиллинг, Стессель) лихорадочно эвакуируется на суда, часть отправляется по направлению к Румынии, а город сдают войскам Галицкой бригады (с Западной Украины), которыми руководил генерал В. Сокира-Яхонтов. Он стал на сутки диктатором Одессы, расставив по улицам галицкие караулы и вывесив жовто-блакитнi знамена. Однако удержать город от наступавших красных он со своими тремя тысячами галичан не мог и, вопреки расхожей легенде о штурме Одессы конницей Котовского, сдал город 8 февраля 1920 года.

На этот раз Советская власть тут продолжалась 21 год (до 1941 года), но вокруг Одессы на соседних землях Подолья и Таврии бушевала гражданская война еще до середины ноября 1920 года.

В. ФАЙТЕЛЬБЕРГ-БЛАНК, академик.

В. Рисунок А. КОСТРОМЕНКО.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка