К оглавлению
номера
К оглавлению


НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ!..

Итак, евреи поселились в Киеве. И что же? По мнению Шестопала, евреи оказались не только чуждым элементом в Киевской Руси, но враждебным и даже опасным для ее местного населения. Автор рецензируемой работы ссылается на весьма сомнительную литературу XIX века (сочинители - Н. Петров, И. Малышевский и др.), в которой утверждалось, будто евреи: "... издавна особенно любили торговать рабами... Другим любимым их промыслом является ростовщичество" (стр. 12).

Шестопалов клеймит позором евреев, которые, по его мнению, поголовно занимались растовщичеством, даже не пытаясь вникнуть в суть проблемы, не желая понять причины такого социально-экономического явления. Ведь хорошо известно, что евреи Киевской Руси занимались не только ростовщичеством, но об этом ни слова. Среди "источников", которыми широко пользуется Шестопал, следует назвать совершенно одиозные издания, среди которых работа небезызвестного антисемита Т. Кичко "Iуда╚зм без прикрас". К., 1963.

Уже через несколько месяцев после ее выхода в свет в ЦК КПСС и даже на имя лично Н.С. Хрущева пошли обращения запретить эту в высшей степени тенденциозную работу. Только после специального письма руководителей французской компартии, направленного Хрущеву, из Кремля донесся едва слышный окрик. Книжка Кичко была изъята из продажи, в периодической печати появились критические статьи. И вот, спустя почти сорок лет, Шестопал широко ссылается на "исследования", которые могли бы порадовать только отпетых нацистов.

Описывая отношения между евреями и украинским населением в XV и в последующие века, Шестопал подчеркивает, будто последние, то есть коренное население, оказались "эксплуатируемым большинством" и далее: "У XVI-XVIIст. вся Укра╚на була заорендована евреями" (стр. 36).

Оказывается, среди евреев не было ни бедных, ни обездоленных. Все они жили "пропиваючи", конечно, за счет ростовщичества, спаивания украинцев и аренды. При этом Шестопал приводит в качестве важного "доказательства" книжку некоего И. Пыжова "История кабаков в России" изданную без указания года, однако, по всей видимости, она появилась в 1905-1906 гг., когда кровавые погромы прокатились по южным губерниям Российской Империи.

Шестопал цитирует эту погромную литературу: "Разгул шляхты, требовавший одних лишь денег, помог жидам заарендовать всю Украину, и город, доселе самоуправлявшийся, кланялся теперь жиду" (стр. 36).

Но этого Шестопалу показалось мало. Он обрушлся с критикой на И. Брагинского, в скобках отмечая его еврейское происхождение, за то, что известный советский историк попытался показать приниженное и зависимое от польской шляхты положение евреев (стр. 37).

Наконец, Шестопал переходит к рассмотрению одной из самых трагических страниц истории евреев - геноциду 1648-1654 гг. При этом автор, как и следовало ожидать, оправдывает резню евреев казаками Хмельницкого, объясняя весь этот ужас местью народных масс. Шестопал считает, что убивали "плохих" евреев, а "хороших" лишь грабили и принуждали принимать православие (стр. 48-49).

Надо отметить: в истории еврейского народа четко прослеживаются три Катастрофы. Первая - поражение в Иудейской войне 66-73 гг., приведшая к ликвидации еврейского государства и изгнанию с родной земли; вторая Катастрофа случилась в середине XVII века, в ходе войны между Польшей и казацким атаманом Б. Хмельницким, в результате которой были замучены сотни тысяч мирных обитателей городов и местечек. Это была подлинная трагедия, постигшая восточно-европейское еврейство. И, наконец, третья Катастрофа (Холокост) имела место в годы второй мировой войны (1939-1945 гг.), которая, надо полагать, известна нашему читателю.

Шестопал не отрицает казацкие зверства, однако пытается их оправдать, заодно приуменьшив число загубленных еврейских жизней (стр. 45-51). Большое внимание автор книги "┌вре╚ на Укра╚нi" уделяет XIX веку, что вполне объяснимо. В этот период, особенно во II-й половине прошлого века, на Украине бурно развиваются промышленность, торговля, банковское дело. Казалось бы, что в этом плохого? Однако, по мнению Шестопала, тот факт, что торговля, финансы находились также и в руках предпринимателей-евреев, являлось гибельным для Украины. В этой связи досталось и Одессе, которая, как пишет Шестопал, была основана в 1795 г. (стр. 59), но это не так важно, если учесть, как легко автор искажает исторические факты.

Хорошо известно, что Одесса в конце XIX века занимала ведущее место во всей необъятной империи по темпам развития промышленности и торговли. Шестопал вынужден признать лидирующее положение нашего города, в то же время он утверждает, будто евреи и иностранные капиталисты обогащали Одессу за счет Украины. Вот такой, более чем странный вывод (стр. 59-61).

Автор слезно горюет, что сахарозаводчики Терещенко и Ханенко, украинцы по происхождению, плелись якобы в хвосте по сравнению с капиталистами-евреями в той же отрасли промышленности (стр. 61). Одним словом "...Сво╚ми дiями █вре╚ не тiльки економiчно руйнували укра╚нцiв, а й завдавали велико<200> шкоди народнiй моралi, сильно понижуючи ╚╚ рiвень" (стр. 65).

Шестопал приводит данные переписи населения от 1897 г., согласно которой, еврейское население компактно проживало на Украине, и это обстоятельство привело к тому, что "... █вре╚ буквально заливали мiсцеву люднiсть" (стр. 67), и автор делает такой вывод: евреи "...таким чином жили фактично з чужо╚ працi" (там же). И далее: "Подiбно до нiмцiв i █вре╚в у Польщi, росiяни, поляки i █вре╚ на Укра╚нi мали згубний вплив на укра╚нськi мiста i на долю укра╚нського народу взагалi..." (стр. 82).

Теперь можно понять Шестопала, оправдывающего убийства евреев в Киеве, в Бабьем Яру, осенью 1941 г. Несчастные жертвы фашистского геноцида, по его мнению, сами виноваты, потому что: "...Трагедi╚ 1941 року могло би i не бути, якби ки<200>вськi █вре╚ не вирiшили одкупитися од фашизму, од вiйни взагалi... То була не проста спроба до втечi, а пряма зрада укра<200>нцiв, росiян..." (стр. 121).

И. ШКЛЯЖ, доктор исторических наук, профессор.

(Продолжение следует.)

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка