К оглавлению
номера
К оглавлению


Международный комментарий

АЛЬПИЙСКАЯ МОНАРХИЯ ЛИХТЕНШТЕЙН - НАЛОГОВЫЙ РАЙ ДЛЯ ТЕНЕВОГО БИЗНЕСА

(Так это на самом деле, или это домыслы журналистов?)

Князь Лихтенштейна, герцог фон Тропау и Егорндорф, граф цу Ритберг, управитель княжеского дома его светлость Ганс Адам II дал интервью влиятельному германскому журналу "Шпигель" (# 3 /2000, 17.1).

Князю 54 года, он является высшим должностным лицом маленького государства (столица - город Вадуц). Кроме того, он имеет собственный банк под названием "Банк Лихтенштейн". Население этой демократической альпийской монархии составляет в настоящее время 32 000 человек. В государстве имеется парламент - ландтаг, состоящий из 25 депутатов и являющийся высшим законодательным органом. Высшая исполнительная власть представлена Кабинетом министров, состоящим из семи министров. Страна в административно- территориальном отношении поделена на 11 коммун, иные территориальные образования отсутствуют.

Главной же особенностью государства является то, что в Лихтенштейне очень низкие налоги, и это привлекает многих.

В последнее время на страницах ряда газет и журналов появилась информация о переполохе в альпийской монархии, который последовал после публикации досье германской спецслужбы БНД (Bundesnachrichtendienst). Досье представляет государство Лихтенштейн как цитадель и бастион преступности и международных гангстеров.

Колумбийские наркодельцы и российские мафиози уже давно используют там гигантские предприятия по отмыванию грязных денег. Княжество Лихтенштейн фигурирует в докладе БНД как убежище для организованной преступности. Однако глава государства его светлость Ганс Адам II считает это слишком завышенной оценкой, ибо смешно, что такое крошечное княжество после развала Советского Союза стало главной угрозой для Европы и попало в поле зрения весьма уважаемой спецслужбы БНД. Хотя в финансовом отношении, может быть, это и так, но и только.

Прошло уже 3 года после того, как анонимное письменное сообщение о грязных деньгах появилось в Лихтенштейне. В этом письме тяжкому подозрению подверглись прокуратура, полицай- президент, политики и даже бывший ранее премьер-министром, а сейчас ставший банковским менеджером господин Ганс Брунхарт. Но князь Лихтенштейна об этом письме не знал, хотя, что-то и слышал. В свое время это анонимное письмо попало в княжеский замок, а затем одна из секретарш передала его, не распечатывая, в правительство - в его пресс-службу. В пресс- службе сообщение было скопировано и далее передано большинству политиков, а также в прокуратуру и полицию. Как раз тем людям, которые в этом анонимном документе обвинялись в сотрудничестве с колумбийской наркомафией. Анонимное письмо пришло в княжеский замок в середине декабря 1999 года. Однако политические отношения сейчас в Лихтенштейне достаточно напряженные, идет длительный спор о конституционной реформе, о том, чтобы предоставить больше прав народу и тем самым укрепить демократическое правовое государство Лихтенштейн. Все это не нравится многим коррумпированым политикам. Отдельных из них анонимное письмо сильно испугало. Как впоследствии оказалось, анонимное письмо пришло инкогнито от гражданина Лихтенштейна, который преследовал в то время свои личные цели.

Глава государства задолго до этого письма предостерегал о возможной олигархии в княжестве, о сращивании чиновников, политиков, банкиров, советников по размещению капиталов. Конечно, олигархические структуры способствовали подобного рода развитию, так как они очень восприимчивы к коррупции. Теперь чрезвычайный прокурор из Австрии должен будет пролить свет на эти упреки в адрес Лихтенштейна. Австрийский прокурор прибудет в княжество с целью уточнения данных о том, действительно ли имеют колумбийские дельцы, типа знаменитого Ескобара, и прочие "теневики" свои денежные фонды в кредитно-банковских учреждениях Лихтенштейна. В этом случае уместно припомнить такой факт: в княжестве "отмывание денег" уголовно наказуемо. Поэтому при открытии денежных фондов владельцы доверительных обществ, адвокаты или банки предоставляют данные, позволяющие банковским служащим их затем идентифицировать. В этом случае обязательства банковской тайны в Лихтенштейне, как и везде, будут нарушаться. Такая возможность контроля за грязными деньгами, по заявлению главы монархии, уже реально существует и реализуется на практике.

Однако, несмотря на это, Лихтенштейн нуждается, в первую очередь, в немецкой правовой помощи. Допускается возможность прибытия прокуроров из Боннской или Берлинской прокуратуры Федеративной Республики Германии.

Ганс Адам II в ответ на обвинения "Шпигеля" в том, что его страна является крепостью для финансовых разбойников, ответил: там, где есть "налоговые пустыни", должны всегда быть "налоговые оазисы".

Там, где есть tax heavens (налогоплательщики), всегда существуют и tax pirates (налоговые пираты). В некоторых странах Европы доход облагается примерно 50-процентной ставкой налога. Если Германия снизит налоговое бремя предпринимателей на 30%, то немецкая налоговая пустыня вполне может превратиться в настоящий налоговый оазис.

Представленная информация будет полезна для ознакомления не только специалистам банковской сферы в Украине, но и широкому кругу читателей.

Владимир МАТИЕНКО,
сотрудник отдела международных связей Одесской государственной юридической академии
(при подготовке статьи использовались материалы из журнала "Шпигель" # 3/2000 г.).

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка