К оглавлению
номера
К оглавлению


ЦВЕТ СТИХОВ ПУШКИНА

Нет, мы не имеем в виду полиграфическое оформление поэтических сборников нашего прославленного поэта. Речь идет о попытке буквального представления стихов в цвете. Такой опыт проделал известный в 20-30-е годы советский художник и искусствовед Г.И. Гидони. Он много занимался проблемой цветомузыки. Разрабатывал этот вопрос творчески. Организовал специальную лабораторию в Ленинграде, которую сам и возглавил. Построил несколько вариантов цветовых пультов. Художник получил на свои изобретения патенты. Много и разнообразно экспериментируя, Гидони пытался связать с цветомузыкой - новым явлением культуры, которое он активно пропагандировал, - "классические искусства". Им написаны книги, связывающие цветомузыку с живописью, декорацией, поэзией.

В 1933 году вышла небольшая книжечка Гидони. Она, естественно, является теперь библиографической редкостью и может случайно попасться разве что в букинистическом магазине. В ней - прелестные стихи А.С. Пушкина "Фавн и пастушка". В этом бы не было ничего особенного, если бы рядом со стихотворными строчками не бросались в глаза какие- то загадочные значки. Оказалось, что это - зашифрованная запись партии цветового пульта.

Итак, Гидони решил сопровождать цветом не только музыку, но и... стихи поэтов. Цвет предполагал получать с помощью цветового пульта. Пульт использовал свой, который сам и сконструировал. И придумал к нему значки - систему нотации цвета. Льются стихи - сменяются краски. Каждый стихотворный образ (но не слово!) оказывается окутанным определенной колористической атмосферой.

Была ли реализована эта идея? Каких-либо упоминаний об этом в прессе того времени не оказалось. Тогда хотя бы как, по замыслу художника, должна была исполняться цветовая партия? Остается обратиться к самой книжечке.

В предисловии читаем: "Светоцветовая партия исполняется по светоцветовому пульту на светооркестровых малых аппаратах изобретения и конструкции Г.И. Гидони... Цифры римской нумерации - смены интенсивности цвета. Цифры арабской нумерации - смены цветов. Скобки (лиги), связывающие римские цифры, указывают движение, нарастание или ослабление света по реостатам. Время - темп движения исполнения - устанавливается режиссурой".

Из этой информации очевидно, что в цветовой партии менялись окраска и ее интенсивность. Нет никаких указаний на смену форм. Может быть, это и оправданно для поэзии: смысл информационно насыщенных слов ни к чему отвлекать другим сложным, как говорят физиологи, "раздражителем". Достаточно создать изменчивую, зыбкую, "попутно" воспринимаемую цветовую атмосферу. В противном случае, восприятие будет метаться между двумя равновероятными событиями.

Итак, цвет как аккомпанемент слов - оригинальная, интересная идея. Ее осуществление, по всей видимости, - дело будущего.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка