К оглавлению
номера
К оглавлению


"...Я СЛУЖИЛ МУЗЫКЕ И ТЕАТРУ"

21 января 1925 года в Одессе в семье врачей родился мальчик. Как все нормальные дети из интеллигентных одесских семей он был отдан в музыкальную школу, сначала в обыкновенную дмш N 1, затем взят в школу им. Столярского...

Этот переход в школу Столярского оказался переходом в четко просматриваемое будущее - мальчик стал профессиональным музыкантом, окончил консерваторию, даже две: Одесскую (по классу скрипки) в 1948 г. и Ленинградскую (ф-т оперно-симфонического дирижирования) в 1953 г.

В том же 1953 году, 10 октября, был принят дирижером- ассистентом в Одесский театр оперы и балета, где работает и по сей день.

Сухие строки биографии не дают представления о творческой личности, тем более о музыканте. Характер музыканта, его мысли и чувства познаются лучше всего через его музыку. Мы же можем предложить нашим читателям только небольшое интервью с дирижером Одесского оперного театра, заслуженным артистом Украины, профессором Давидом Иосифовичем Сипитинером.

- В театрах оперы и балета дирижеры часто делят между собой парафии. Одни ведут оперные спектакли, другие - балетные. Вы дирижер оперный или балетный? К чему больше тянется ваше сердце?


- За меня, наверное, может ответить программа моих двух юбилейных спектаклей: 21 января я дирижировал оперой Бизе "Кармен", а 23-го - балетом Бизе-Щедрина "Кармен- сюита". И опера, и балет - это великое искусство. Я люблю балет, как мне кажется, понимаю его душу, восхищаюсь великими тружениками, приносящими своим творчеством радость людям... А опера есть Опера. Словом, и то, и другое - театр.

- А как быть с тем, что все же "вначале было слово"?

- Ну, действительно, начинал я с оперы. Еще в 1952 г. в оперной студии при Ленинградской консерватории я дирижировал спектаклем "Севильский цирюльник". Вообще, с первых дней студенчества я был зачислен дирижером- стажером в Малый оперный театр и проходил практику под руководством выдающегося дирижера и учителя Эдуарда Грикурова.

- И снова вопрос о пристрастиях: ваш любимый композитор? Любимая опера?

- На этот вопрос невозможно ответить. Это и Римский-Корсаков, и Верди, и Пуччини, боготворю я Россини, имел счастье дирижировать операми Моцарта: и "Свадьбой Фигаро", и "Дон Жуаном", и даже таким редким спектаклем, как оперой "Бастьен и Бастьена", написанной гениальным композитором в десятилетнем возрасте.

Я люблю мелодичность опер Лысенко, красочность музыки Гулака-Артемовского...

А что касается конкретной оперы - это все же "Кармен". В этом произведении сконцентрирован сгусток жизни, страстей. Эта опера - величайшее драматургическое произведение.

- Теперь понятен выбор ваших юбилейных спектаклей. С кем из знаменитых певцов вам приходилось работать?

- Со всеми, кто пел или приезжал на гастроли в наш театр. Это и выдающаяся певица Раиса Сергиенко, это и Поливанова, и Джамагорцян, и Мороз, и Дранов, и Бойко. Я еще застал Дидученко, Савченко, Валиховскую, Попову... Нет, перечислять трудно, боюсь невольно кого-то пропустить забыть, а это будет незаслуженно. А гастролеры: Куузик, Лемешев, Пирогов, Масленникова, Петров, Кривченя, Кипаренко-Даманский, Печковский, Саткилава, Гришко, Олейниченко, Руденко, Мирошниченко, Ципола... Все знаменитые румыны, все болгары...

- Несложно ли перестраиваться, "пристраиваться" к гастролерам, менять трактовку партии?

- Нет. Я о трактовке не думаю, иногда приходилось менять теситуру. Скажем, "Севильский" написан для Розины- меццо, а чаще всего эту партию исполняет колоратурное сопрано. И вообще, еще с лет обучения я стремился быть чутким к исполнителям, к вокалистам.

- Каждый актер мечтает сыграть Гамлета. Но не всем выпадает это счастье. Есть ли у вас неосуществленная творческая мечта?

- Нет, в моем багаже весь огромный репертуар нашего театра. Дал бы Бог продирижировать еще раз тем, что уже шло.

- Но в театре ведь бывали и оперы-однодневки, оперы, которые ставились из конъюнктурно-политических соображений, например, "Загибель ескадры" Губаренко.?

- Я всегда ответственно относился к любому новому спектаклю. Кстати, "Загибель ескадри" был яркий спектакль, произведение было написано сильно, пели в нем отличные артисты. Этим спектаклем я дирижировал в Кремлевском Дворце съездов. Думаю, что и "Арсенал", и "Катерина" Аркаса, и "Пан Котский", к которому я дописал пролог и эпилог, были настоящие спектакли. Также как все детские, кстати, очень ответственные спектакли.

- Мы говорим больше всего о вашей работе в театре, но ведь у вас были и симфонические концерты в филармонии, и, наконец, ваша работа в консерватории?

- О работе в консерватории может быть отдельный большой разговор. Скажу лишь одно. Контакты консерватории с оперным театром - эта основная форма творческого существования. Сейчас в оперный театр вливаются новые свежие силы. Их источник - консерватория.

Новые силы, новая музыкальная поросль уже поднялась и поднимается и в молодых поколениях семьи Давида Иосифовича. Пожелаем же им успехов.

Беседу вела Елена КОЛТУНОВА.

Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка