К оглавлению
номера
К оглавлению


РЕГИНА - КОРОЛЕВА ОПЕРЕТТЫ

АНАТОЛЬ ШАХИЛЕВИЧ

Одесса - родина оперетки?.. Нет, конечно. ОДНАКО... Одессе очень подошла оперетта, или оперетте подошла Одесса - считайте, как хотите, но это факт. Здесь много опереточных персонажей, и многие, даже серьезные коллизии, разрешаются по законам этого легкомысленного жанра. Одесситы - великолепные юмористы и врожденные музыканты - что еще надо для процветания жанра музыкальной комедии? А если еще вспомнить о традициях...

В Одессе исстари любили королев, вот почему матери частенько давали дочерям при рождении имя РЕГИНА, что по- английски значит: КОРОЛЕВА. И все одесские девчонки с пеленок считали, что им в женихи уготован принц чистых кровей или королевич. Это не значит, конечно, что они, подобно гриновской Ассоль согласны были ждать его прибытия под алыми парусами. Нет, нет и нет. Они были по-одесски прагматичны и привыкли ковать счастье собственными руками.

И в данном случае все были именно так: она действительно оправдала имя, данное ей при рождении, - Регина Федоровна ЛАЗАРЕВА, будучи на протяжении сорока лет королевой оперетки.

В 1917 году, когда вся вздыбленная, как клодтовские кони Россия, громко запела: "Никто не даст нам избавленья - Ни Бог, ни царь и ни герой..." - восемнадцатилетняя Регина заканчивает Одесскую драматическую студию М.И. Морской. Эта студия, или, как ее еще тогда называли, - театральная школа госпожи, пани, а, может, уже товарища Морской пользовалась в начале нынешнего века в Одессе большой популярностью. А тем принцем из страны опереточных грез, что ввел Регину Лазареву в то чудесное зазеркалье, был известный по многочисленным выступлениям в театрах-варьете и кафе-шантанах, любимец одесской публики певец Н. Радин, по классу которого она и окончила "морскую" студию.

В подтверждение того, что школа-студия М. Морской пользовалась большой популярностью, приведем такой пример: за десять лет до Лазаревой ее заканчивает Яков Леонтьевич Леонтьев (1889-1948), ставший впоследствии известным театральным деятелем и администратором. Правда, затем он закончил в 1913 году и Коммерческий институт в Киеве. После революции Я.Л. Леонтьев был директором русского и татарского театров в Симферополе (1922-26 гг.), а с 1926 по 32-й год - директором Студии Малого театра, так сказать, из студии в студию. В 1933-34 годах - Яков Леонтьевич помощник директора МХАТа, а с года 1934 и до самой кончины - заместитель директора Большого театра, являясь одновременно директором его филиала.

Читатели, наверное, уже заметили, что я люблю одинаково сильно и своих героев, и Одессу, и оперетку, особенно классическую, да и лучшую из советских, ставших классикой. Недаром мелодия из оперетты И. Дунаевского "Белая акация" стала своеобразным гимном Одессы. Еще раз скажу, что нашему городу чертовски повезло тогда, в середине 50-х, когда к нам переехала труппа музыкального театра из Львова. Я уже не говорю о том, как нам повезло с талантливейшим Михаилом Водяным, Юрием Дыновым, Семеном Крупником - со всеми королями и королевами Одесской оперетты.

Но вернемся к нашей королеве - Регине Лазаревой. После окончания школы-студии она не задерживается в Одессе, куда съехался кафе-шантанный бомонд со всей поставленной большевиками на уши России, а в том же 1917 году уезжает в Баку, дебютируя на бакинских подмостках. Одесса на нее не в обиде. Быть может, то был совет ее первого наставника Радина, - кто знает. Главное, что ее бакинский дебют оказался весьма успешным...

Затем были провинциальные театры оперетты разных городов Украины и России и Одессы в том числе, хотя в театральном плане наш город провинциальным уж никак не назовешь, а с 1922 по 26-й год Регина Лазарева уже артистка Дмитровского театра оперетты в Москве. Затем Малого оперного театра в Ленинграде... Там она пела два года, но тяга к легкомысленной зажигательной и завлекательной оперетке опять взяла верх, и с 1928 по 1957 год, когда она оставила сцену, Регина Федоровна ведущая солистка Московского театра оперетты. В течение без малого тридцати лет королева не покидает свой опереточный трон. И кто сказал, что сохранить его было легче, чем отстаивать трон какой-нибудь царицы... Ведь на любой трон всегда уйма желающих. Джульетта и Маргит в "Графе Люксембурге" и "Там, где жаворонок поет" Легара; Виолетта, Стасси и Сильва в "Фиалке Монмартра" и "Сильве" Кальмана; Адель в "Летучей мыши" И. Штрауса; Ольга и опять же Регина в "Золотой долине" и "Вольном ветре" И. Дунаевского... И везде и всегда наша Регина была неудержима и весела, обворожительна и лирична. Одесская "морская" школа пошла ей впрок, дала заряд оптимизма и одесского неиссякаемого юмора на всю ее артистическую карьеру.

Жаль, конечно, что Регина Лазарева не поработала в Одесской оперетте в послевоенные годы - в пору ее расцета, связанного с именами И. Гриншпуна, М. Водяного, Ю. Дынова и Е. Дембской. Это был великолепный ансамбль звезд первой, я бы сказал, мировой величины, в которой она непременно бы вписалась. А может, и нет... Ведь оперетка капризна и прихотлива, взбалмошна и непредсказуема и если на ее представлениях и плачут, то лишь от радости и восторга. Поэтому не будем сокрушаться по поводу того, что Лазарева не наша звезда, а еще раз порадуемся за Одессу, которая поставляет на весь музыкально-театральный мир непревзойденных театральных королев.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка