К оглавлению номера
К оглавлению

"Книга возникла в результате убеждения автора, что он должен писать... Хоть и не умеет писать так, как делают остальные..." С такими словами обращается к будущему читателю Юрий Олеша в мемуарно-дневниковых записях "Ни дня без строчки". В этой книге нет событийной законченности, но есть явление нового восприятия. Виктор Шкловский назвал его "лазерным зрением".
"Не знаю, как другие пишут романы... У меня в папках имеется, по крайней мере, триста страниц, помеченных цифрой "1". Это триста начал "Зависти". И не одна из этих страниц не стала окончательным началом..." - сетует писатель. А начало всем известно своей необычностью: "Он поет по утрам в клозете". Зависть не из-за женщины или богатства. Зависть к новому отношению к труду. "Зависть" изображает трагедию поколений.

ЛАЗЕРНОЕ ЗРЕНИЕ

(К 100-летию со дня рождения Ю. К. Олеши)

И в то же время тот же человек пишет сказку. Сказку, написанную три четверти столетия назад, читает каждое новое поколение детей. Сказка рабкора газеты, овладевшего искусством писать просто и доходчиво, переведена на десятки языков. Детская сказка "Три толстяка", написанная на рулоне газетной бумаги, не на столе, а на полу, оказавшаяся новым мифом. Изображающая победу слабых над сильными. Неисчерпаемость усилий людей, идущих на помощь любимым. Сказка рассказывает о том, как раскалывается и вновь строится семья, как рассыпаются государства.

Олеша владел средством будить свежесть восприятия, владел первоначальностью ощущений.

Самые смелые метафоры Олеши - когда мосты похожи на кошек - читаются детьми "с визгом", так как они тоже видят мир по-новому, заново приходят в мир. Мир детей метафоричен, это мир смелых видений и сравнений. Одно "детское слово" мир фантастики превращает в реальность.

Жизнь писателя Юрия Олеши во времена его зрелости казалась прекрасной. Его проза определила ритм литературы того времени.

"Каждое утро прохожу по Театральному переулку. Он расположен позади театра. Театр возвышается над ним. Эта часть переулка всегда в тени.

Из переулка поднимается чугунная лестница в сквер. Над лестницей стоит огромный платан.

Платаны расцветают очень поздно. Сейчас все деревья в листве, только платаны еще неподвижны. Но они и опадают последними.

Опера.

Когда-то здесь пели знаменитые итальянцы. В столовой за чаем из уст мамы и знакомых то и дело раздавалось: Титто Руффо, Ансельми, Баттистини.

Особо значение театра в те времена. Театр был одной из форм роскоши. Золото и плюш. В театре сидели с коробками шоколадных конфет на коленях. Перламутровые с золотом бинокли. Веера.

В театр целился "Потемкин", когда стрелял по Одессе. Было два выстрела. Я возвращался домой с вишнями, за которыми меня послали. Под грохотом первого выстрела я споткнулся и упал на ступеньках лестницы черного хода. Я помню желтый солнечный свет на широких досках ступенек и прыгающие со ступенек вишни..."

Книги созданы в пути и не пропадают. Они и есть накопление эпохи. Они отражают душу художника и душу эпохи. Олеша всегда человек нашего времени, человек, умеющий смотреть, огорчаться и радоваться, и перелистывать старое, для того чтобы увидеть новое.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка