К оглавлению номера
К оглавлению

ЕЩЕ РАЗ О ЛЮБВИ

Праздник День Святого Валентина пришел к нам из Европы... Пришел и остался с нами... В преддверии праздника нашему корреспонденту удалось встретиться с режиссером Одесской киностудии ВАЛЕНТИНОМ КОЗАЧКОВЫМ, поставившим такие чудесные, добрые фильмы, как "Мальчишки ехали на фронт", "Волшебный круг", "Золотые туфельки", "Казаки-разбойники", "Тигры на льду", "Мушкетеры 4-А", фильм для взрослых "Солдатки"...
Но разговор наш шел не столько о кино, сколько о любви

- Валентин Федорович, перевод вашего имени - СИЛЬНЫЙ, МОГУЧИЙ - соответствует вашей стати. А вот что касается второй ипостаси: ВАЛЕНТИН - ПОКРОВИТЕЛЬ ВСЕХ ВЛЮБЛЕННЫХ... Вы сами-то были любвеобильным человеком?

- Да, я и сейчас такой.

- Какая самая большая любовь вашей жизни?

- Самая большая любовь моей жизни - сама жизнь.

- Какое место в табели о рангах для вас занимает КИНО?

- Для меня кино - это и есть жизнь, которой меня пытаются лишить правительство и президент. И небезуспешно...

- А если вопрос поставить так: женщины и кино?

- Женщины - это тоже часть жизни. Но кино я полюбил раньше, чем женщин. Задолго до того, как я понял, как приятно остаться наедине с женщиной, я испытал радость от общения с кино. С ним я оставался буквально наедине лет с пяти-шести.

- Какой из ваших фильмов ваш самый любимый?

- Это маленькая картина "Валерка, Ремка +...". Снята она по сценарию Радия Погодина. Ее должен был ставить Радомир Василевский. Но он в то время запускался с полнометражным фильмом, так что сценарий этой прелестной короткометражки Радомир ПОДАРИЛ мне.

- Вы посвятили свое творчество детскому кино. И я помню, сколько внимания вы уделяли ребятам школы, которая соседствовала с вашим домом. И дети вас очень любили. Я это знаю потому, что в этой школе учился мой сын. Но это, как говорится, имевший место факт. А причины? Почему пацаны? Чем они для вас интереснее взрослых?

- Не только пацаны, но и девчонки... Дети - это народ непосредственный, с ними очень интересно. Кстати, я ведь собирался стать учителем.

- Преподавание в Вальдорской школе в какой-то мере заменяет вам общение с детьми на съемочной площадке?

- Конечно, нет. Хотя эта работа не дает утратить чувство контакта с детьми. И вообще, в этой школе обстановка дает полную свободу творчества. Но это не кино...

- Что привлекало вас в учительствовании?

- Я привык к аудитории слушателей. Я всегда знал больше, чем мои одногодки, больше видел...

- Вы путешествовали? Отец был военным? А я думала, что вы из творческой семьи.

- Не то и не то. Хотя мать была натурой творческой. Она писала замечательно красивые письма. Но путешествовал я один. Убегал из дома и по полгода бродяжничал. Так было в 44-м, 45-м, 46-м годах, в 50-м, 51-м. Из школы меня выгнали с так называемым "ВОЛЧЬИМ БИЛЕТОМ", то есть без права в дальнейшем учиться в дневной школе. Формулировка была такова: "Разлагающе действовал на класс, популяризируя среди учащихся произведения Есенина".

- Значит, вы постарадали за ЛЮБОВЬ... к поэзии? А что было дальше?

- Дальше была армия, служил в Советске. Кончил вечернюю школу. Потом был МГУ... где работал кочегаром. Затем учился в Оренбургском пединституте. Не закончил его, так как попал в тюрьму...

- Господи! За что? Или, как бывало в те годы, НИ ЗА ЧТО?

- Именно ни за что. Но в тюрьме мне удалось подготовиться к сдаче экзаменов во ВГИК. Надо сказать, что тюрьма не самое удобное место для подготовки к экзаменам, но она дает опыт - опыт человеческий, опыт отношения с людьми, отношения к людям... Словом, как бы там ни было, я поступил и СТУДЕНЧЕСКИЙ БИЛЕТ ПОЛУЧИЛ РАНЬШЕ, НЕЖЕЛИ ПАСПОРТ.

- То есть поступали, имея лишь справку об освобождении? В чьей мастерской вы учились?

- Набор был по профилю научно-популярного и документального кино. Я пошел в научно-популярное. Моим педагогом стал Борис Генрихович Долин, режиссер замечательных, добрых фильмов о животных, о птицах, о ЛЮБВИ ко всему живому.

- "Берегите детей и зверей" или, точнее, "Любите детей и зверей" - это ваше кредо?

- Не только. ЛЮБОВЬ - ЭТО САМАЯ БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ В МИРЕ. Без нее ничего бы не было. Сама идея создания Мира родилась из идеи гармонии, идеи любви. К сожалению, впереди гармонии, красоты, любви идут два демона - невежество и гордыня. И победить этих демонов пока не удается, отсюда все беды, все войны, сопровождающие историю человечества.

- Так что же спасет Мир? Красота, как утверждал Достоевский, или ЛЮБОВЬ?

- Красота - это гармония, единство формы и содержания, это неразрывно с понятием любви. А ЛЮБОВЬ уже Мир спасала. ВЕЛИКАЯ ЛЮБОВЬ ЕЛЕНЫ ИВАНОВНЫ РЕРИХ спасла Мир в сентябре, кажется, 47-го года от конца света, от надвигающейся атомной катастрофы, от атомной зимы. Как ей это удалось - не знаю, но об этом стало известно после смерти Елены Рерих из ее дневников.

Вела беседу Елена КОЛТУНОВА.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка