К оглавлению |
Либо из телепередачи, либо из газет, но обязательно под Новый год мы обычно узнаем о том, как обозначается наступающий год по восточному календарю. Естественно, информация сообщается полуиронично - очень уж экзотические названия. Вот и нынешний 1999-й был объявлен годом желтого Кота. 2000 год будет годом Дракона, причем белого. А, собственно, почему?
В странах Восточной Азии наряду с официальным григорианским по-прежнему используют старый (восточный) календарь, в основу которого положена система летоисчисления, применявшаяся еще в Древнем Китае. И хотя он в тех или иных странах и претерпел изменения, носящие национальный характер, основные его элементы остались неизменными.
Так, повсюду календарь имеет 60-летнюю цикличность,
причем каждый год определяется одним из 12 знаков животных в
сочетании со стихией (цветом). Исторически происхождение
такой системы счета лет связано с тем, что древние
астрономы, наблюдая за движением Сатурна и Юпитера, еще за
многие годы до нашей эры заметили, что первая из планет
совершает оборот вокруг Солнца за 30 лет, а вторая - за 12.
Поскольку в Китае уже тогда различали 12 зодиакальных
созвездний, каждое из которых соответствовало перемещению
Солнца по небесной сфере на 30о, знаки зодиака и дали
название 12-летнему "звериному циклу" (у разных народов Азии
наименования несколько отличаются. Так появились годы: 1)
Мыши (Крысы); 2) Коровы (Быка, Вола); 3) Тигра; 4) Зайца
(Кролика, иногда, например во Вьетнаме, Кота; 5) Дракона; 6)
Змеи; 7) Лошади; 8) Овцы (Барана); 9) Обезьяны; 10) Курицы
(Петуха); 11) Собаки (Пса); 12) Свиньи (Кабана).
Однако в основу календаря был положен не 12-летний цикл, а наименьшее время, за которое и Сатурн, и Юпитер делают полные обороты вокруг Солнца. Это 60 лет. При этом число оборотов Юпитера - пыть - совпало с количеством элементов мироздания - они же "пять стихий" китайской натурфилософии. В результате каждый год характеризуется не только названием животного, но и стихией. В восточном календаре каждой стихии однозначно соответствуют свои цвет и планета. Укажем их в порядке "стихия - цвет - планета": дерево - зеленый (синий) - Юпитер; огонь - красный - Марс; земля - желтый - Сатурн; металл - белый - Венера; вода - черный - Меркурий.
Любопытно, что цвет и стихия являются полностью взаимозаменяемыми при характеристике года - например, 1941 год может быть обозначен как год белой Змеи или металла- змеи, предыдущий - год белого Дракона.
В календаре названия животных и соответственно стихий меняются в строгой очередности, однако при этом каждая стихия охватывает подряд два года цикла животных: отсюда 1986 год - год красного Тигра, 1987 - красного Зайца, 1988 - желтого Дракона и т.д. Одновременно нечетные годы 12-летнего цикла всегда являются твердыми (мужскими), а четные - мягкими (женскими). Такая система приводит к тому, что одно и то же сочетание цвета и знака зодиака повторяется только через 60 лет.
В Китае отсчет 60-летних циклов ведется от 2637 года до н.э., поэтому будущий 2000 год - 18-й год 78 цикла. Ему, году белого Дракона, из стихий соответствует металл, из планет - Венера. Обрадуем наших читателей: на Востоке год Дракона (так же, как и годы Мыши, Тигра, Зайца, Лошади и Овцы) издавна считается легким, счастливым и удачным. Так что пожелаем вам успехов!
Дракон - рептилия, воплощающая первобытную мощь; создание
настолько древнее, что человеческое воображение вынуждено
обращаться на 70 миллионов лет назад, в эпоху диназавров,
чтобы понять, что он собой представляет. Так как драконы в
основном благоприятные символы на Дальнем Востоке и
недоброжелательные на Западе, их символизм не такой прямой,
каким мог бы быть. В мифах и легендах дракон и змея были
часто синонимами, например в Китае, а также в Греции, где
большие змеи назывались draconates, слово, видимо,
означающее острое зрение (от dercjmai, "острое восприятие").
Ассоциация дракона с бдительностью (персонификацией которой
в искусстве он является), нашла выражение во многих сказках,
где дракон предстает как страж загробного мира и оракул. В
греческом мифе дракон охранял золотые яблоки Гесперид и
золотое руно. Фиванский герой Кадм мог достичь источника
Ареса, бога войны, только убив сына Ареса - дракона.
Скандинавский герой Сигурд и англосаксонский Беовульф также
сражались с драконом, охранявшим сокровища. Эти истории
привели к предположениям о том, что в языческих легендах
дракон - метафорическое изображение сильного правителя,
который расширял свои владения с помощью меча. То, что Кадм
посеял драконьи зубы раздора после своей победы,
поддерживает эту теорию. Христианство оказало существенное
влияние на превращение дракона в обобщающий символ
дьявольского зла. Откровение Иоанна Богослова (12:9) говорит
о драконе: "Древний змий, называемый диаволом", и связывает
его с грехом богохульства. Драконы, которые были побеждены
многими христианскими святыми (особенно известно предание о
святом Михаиле), символизируют беспорядок и безверие, а
также моральное зло и первобытную распущенность. В
средневековом представлении дракон - сочетание символов
воздуха, огня, воды, земли - огнедышащее рогатое создание с
крепкими орлиными когтями, крыльями летучей мыши, чешуйчатым
телом и змеиным колючим хвостом (который иногда изображался
завязанным узлом в знак поражения). С другой стороны, он
встречается и в виде морского змея, как в некоторых
изображениях святого Георгия, что исследователи
традиционного соотносят с шумерско-семитскими изображениями
богини хаоса Тиамат. Греческий герой Персей также срежался с
водным монстром, стремясь спасти царевну Андромеду. Как
воплощение страха, дракон был популярной эмблемой воинов,
изображаемой на парфянских и римских штандартах; его резные
изображения помещали викинги на носах своих кораблей; у
кельтов он встречается в качестве символов королевской
власти, так же как и на знаменах англосаксов; в Уэльсе
красный дракон до сих пор является национальной эмблемой.
В Азии, особенно в Китае, дракон до сих пор считается символом сверъестественных сил, не ограниченных моральными принципами. Вышитый на одежде извивающийся дракон символически изображает созидательные ритмы природных элементов, особенно несущую дождь силу грозы (эмблемой которой часто является жемчужное зерно во рту или глотке дракона). Отсюда происходит и символизм вызывающих дождь бумажных драконов, которых, среди вспышек фейерверка, несут во время процессий на осеннем празднике на второй день второго месяца китайского календаря. Бирюзовый дракон с пятью когтями, Лунг, был эмблемой династии Хань, символизировал активный принцип "инь", Восток, восходящее солнце и дар божественного знания и бессмертия. Дракон с тремя когтями - символ микадо в Японии и основной символ дождя, как и в других местах Юго-Восточной Азии; повелитель моря и рек, но также божественная крылатая змея, связанная с радугой. Царь-дракон - заметная фигура в японском фольклоре, в виде Змея Горыныча - в русских народных сказках.
Легенда так рассказывает об основании Казани. Город был
построен на месте, где находилось множество змей. Татарский
колдун зажег костры и сотворил заклинания. Змеи погибли, а
змеиный царь Зилант улетел на находившуюся в окрестностях
гору, названную Джилантау (Змеиная гора). На освободившемся
месте люди построили город. Однако жить спокойно они не
могли, так как поселившийся недалеко змеиный царь наводил на
них ужас. К счастью, в городе оказался могущественный
волшебник Хаким, который сумел хитрым колдовством убить
змеиного царя. В память об этом событии изображение Зиланта
и попало в городскую эмблему. В гербе Казанской губернии
змеиного царя Зиланта (позднее именованного Василиском)
назвали драконом.
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.
На рисунках:
1 - государственный флаг Бутана;
2 - герб Москвы;
3 - герб Егорьевска;
4 - герб Казани.
К оглавлению | Вверх | Подшивка |