К оглавлению
номера
К оглавлению


ХУДОЙ, НО БЕЛЫЙ И ПУШИСТЫЙ

В 1999 году украинский авторынок слегка побелел и поновел

ОБЪЕМЫ


Несмотря на то, что в конце прошлого года автотрейлеры в массе своей с оптимизмом оценивали перспективы рынка, 1999 год принес много сюрпризов и в основном неприятных. Так, общие продажи на рынке новых авто упали в среднем на 30-40 %, а импорт автомобилей в этом году с трудом перешагнет отметку 100 тыс. По крайней мере, по данным ГТСУ, за девять месяцев в Украину физические и юридические лица (в торговом и неторговом обороте) импортировали 59118 автомобилей.

В 1998 году импортировано, по разным оценкам ГТСУ, от 133 тыс. до 200 тыс. автомобилей. Минпромполитики даже называют цифру 260 тыс.)

Зато запрет на ввоз автомобилей старше пяти лет вызвал лавинообразное возрастание временного ввоза. В нынешнем году, как и в минувшем, таким образом оформленых автомобилей в стране находится никак не менее 50 тыс. И что будут делать их владельцы после 1 января 2000 года, неизвестно (с этой даты, в соответствии с Законом о финансировании дорожного строительства, вступает в силу запрет на эксплуатацию резидентами временно ввезенных машин).

По данным Госавтоинспекции, парк легковых автомобилей в стране насчитывает более 5 млн единиц зарегистрированных в Украине. Многие из них, правда, на дорогах оказываются крайне редко ввиду преклонного возраста и технического состояния. И если легковой парк до конца года пополнится сотней тысяч ввезенных машин, то уже около 10 тысяч автомобилей с учета снято. Среди последних больше всего автомобилей марок ЗАЗ и "Москвич", каждая из которых потеряла по 3 тысячи автомобилей. Примерно тысячи ВАЗов уже никогда не выйдут на дороги. Потери остальных марок мало ощутимы.

Россия как поставщик автомобилей держит первое место и по товарообороту. Так, ежеквартально из России в Украину, по данным таможни, ввозится автомобилей примерно на $27 млн, из Германии - на $7,5 млн, из Японии - на $5,5 млн.

В этом году в Украине будет продано 40-50 тысяч новых автомобилей (без учета продаж украинских производителей), что составляет почти 50 % импорта автомобилей вообще! Причем практически 30 тысяч продали официальные дилеры. Более того, если в марте в Украине не случится очередной валютный кризис, то можно планировать 15 %-й рост продаж автомобилей в следующем году. А вот автосалонам и "серым" дилерам пришлось туго. Редкому автосалону удалось добиться половины прошлогодних продаж. Плохая ситуация и на базаре, где продажи дорогих моделей упали практически до нуля, а продажи дешевых - почти в два раза.

Если в прошлом году количество регистраций в ГАИ достигло почти 800 тысяч, то в этом году данная цифра будет значительно ниже, и перешагнуть 500-тысячный рубеж вряд ли удастся.

ЦЕНЫ


Значительно снизились цены на бывшие в употреблении автомобили, особенно на те, которые давно эксплуатируются в Украине. Обострение конкуренции заставило снизить цены на авто и официальных дилеров (годовое снижение цен - 2-9 %), но особенно пострадали автомобили самой дорогой комплектации, цены на которые у некоторых импортеров снизились на 12 %.

СЕРВИС

Мелкий автобизнес становится все менее рентабельным, а крупные компании продолжают вкладывать деньги в свое развитие. В этом году цены упали не только на сами автомобили, но и на техническое обслуживание. Но это не подкосило "серые" СТО, так как качество их услуг значительно возросло, а цены остались на прежнем уровне. Официальные импортеры даже в нынешний трудный год продолжили работу над развитием дилерской сети, результатом чего стало появление более десяти новых дилеров различных марок и открытие новых автосалонов и СТО.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ

Если в 1998 году покупатели новых автомобилей искали себе железного коня среди представителей D-класса, то в этом году C-класс приобрел большую популярность. Покупатели E-класса также предпочли более дешевые автомобили, но в самой дорогой комплектации.

ТЕХНОЛОГИЯ ВВОЗА

Несмотря на рост продаж, многие из дилеров предпочитали импортировать автомобили, оформляя ввоз на физических лиц.

Так, например, за девять месяцев года, по данным ГТСУ, физические лица ввезли 19136 автомобилей производства СНГ и 20975 - прочих стран. В торговый оборот в Украину поступил всего 13501 СНГовский автомобиль (преимущественно ВАЗы), и 5506 машин из других стран. Согласитесь, реальному соотношению продаж на рынке эти цифры не слишком соответствуют.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка