К оглавлению |
мысленно совеошает каждый,
кто оказывается на
библейских землях современного Израиля.
Особенно накануне
2000 года.
Сразу замечу, что сами израильтяне, исповедующие в основном иудаизм, свой религиозный календарь никак не привязывают к рождению Христа. Но все исторические памятники и святыни разных народов берегут. Далекие от христианства арабские жители этих мест так же пытаются подстроиться под неослабевающий интерес европейцев и американцев к библейским местам. На исторических памятниках спокойно делают деньги.
За пределами страны большинство людей считают Тель-Авив
столицей Израиля. Но сама страна вопреки резолюциям
ООН перенесла столицу в Иерусалим. Крупнейший город
Израиля Тель-Авив, с примкнувшими к нему небольшими
городками, был и остается деловым центром страны. Здесь
расположен единственный международный аэропорт Бен-
Гурион, здесь - крупнейшая в мире алмазная биржа, здесь -
десятки крупных предприятий, современные отели, офисы
всемирно известных фирм и... большинство посольств. Ибо
мало кому хочется быть уличенным в нарушении решений ООН.
Одна из центральных улиц Тель-Авива носит имя первого мэра города Дизенгофа, выходца из Одессы. Кстати, первым архитектором Тель-Авива также был одессит. Вся история этого крупнейшего мегаполиса на Ближнем Востоке укладывается в какие-то 90 лет.
В 1909 году группка инициативных евреев откупила у владевших тогда этим побережьем турков участок пустыни за стенами древнего города-порта Яффо. С этого поселения и начался Тель-Авив. Кстати, до 70-х годов в городе было запрещено многоэтажное строительство из-за непрекращающихся войн с соседями. И только диву даешься, как за каких=то четверть века в выжженной пустыне разросся современный, европейского типа оазис.
Набережная Аяркон тянется вдоль пляжей. Это престижный район суперотелей и резиденций западных стран. Жилые дома здесь тоже отличаются от обычных городских построек и дороги, говорят, до ужаса.
Если у вас хватит сил прошагать километры вдоль живописного побережья, вы рано или поздно уткнетесь в древнейшие постройки Яффо, неотъемлемой части сегодняшнего большого города. Этому поселению четыре тысячи лет. Кого только не встретили эти берега! Кто только не владел этой маленькой уютной бухтой!
До сей поры в Яффо сохранились старинные причалы, остатки турецких крепостных стен и сплетение 12 узких каменных улочек, каждая из которых обозначена не названием, а знаком Зодиака. В свое время эти средневековые дома облюбовали люди богемы. Они обязались ничего внешне не менять. И облик городка сохранился. Но внутри сегодня - мастерские и салоны художников, ювелиров, мастеров с мировыми именами.
В самом Яффо вы увидите раскопки разных периодов, сохранившуюся средневековую часовню. И просто не сможете отделаться от чувства приподнятости и какой-то сказочности тутошнего бытия...
Наше время воинствующего атеизма принесло между тем
немало информации на религиозные темы. Многочисленные
фильмы на библейские сюжеты подспудно подготовили каждого
из нас к восприятию событий на земле Израиля как к
свершившимся реальным историям. А уж известные названия
просто вызывали улыбку, как при встрече с давними
друзьями.
Вслушайтесь: Сад Гефсиманский, Сионская гора, Вифлеем, Иудейские горы, Масличная гора...
Абстрактно-сказочные понятия (а именно так многие и сейчас воспринимают библейские тексты) здесь становятся зримыми и оказываются зачастую вовсе не такими, как мысленно представлялись.
Дорога из Тель-Авива в Иерусалим через Иудейские горы дает глазу отнюдь не исторические впечатления. Точнее, здесь повсюду разбросаны памятки новейшей истории: подбитые в арабо-израильской войне танки, памятные знаки о боевых действиях 40-70-х.
Но сам Иерусалим - зрелище величественное. Масса древнейших напоминаний обо всех мировых религиях. И такая же нескончаемая череда туристов со всего света, желающих поглазеть, пощупать, пофотографировать все эти святыни.
Сквозь типичные арабские улочки, заполненные традиционным восточным товаром и сувенирами, пробираемся к небольшой площади с фонтаном. Здесь те же неутомимые арабские торговцы предложат вам иконы современные и очень старинные, подсвечники, ладанки и прочую религиозную атрибутику на любой вкус. Мало кто удержится от покупки. И каждому найдется что-то по карману.
Мимо Башни Давида через вымощенную столетия назад
площадь вы попадете в похожий на крепость Храм Гроба
Господня - одну из величайших христианских святынь.
Именно здесь вам покажут камень миропомазания,
рассеченный камень, с которого сочилась кровь Иисуса под
Голгофой, и пещеру с гробом Христа.
Величие этих могучих древних стен словами не опишешь. Как не опишешь и атмосферу, царящую в храме. Одновременно в нем находятся, похоже, тысячи людей.
Существует предание, что одного прикосновения к камню миропомазания достаточно для освящения предмета. И люди верующие (и не очень) припадают к камню с иконками, крестиками, свечами. Над всем этим - разноязыкий гул. Гиды втолковывают библейские сюжеты экскурсантам на испанском и русском, на английском и шведском, на итальянском, немецком, французском и даже на японском. Кого здесь только нет!
Говорят, что в гостиницах Иерусалима и окрестностей
все места перед празднованием Рождества и Нового 2000
года были распроданы втридорога еще весной.
Быть здесь и не проникнуть в пещеру с гробом Христа -
немыслимо. Но очереди приходится ждать порой не один час.
У входа в пещеру дежурят священники различных
христианских конфессий, впускают в тесный склеп человек
по пять-шесть. Повсюду запах ладана, мерцание свечей в
полумраке.
Из разных приделов слышны голоса и пение. Здесь отправляют службу католики, православные и отдельно - армяне.
За пределами храма вас не оставит чувство проникновения в глубины истории.
Правда, после посещения Храма Гроба Господня вас не так уж поразит панорама сплошь построенного из белого камня Иерусалима, которая открывается с одного из холмов. Да и Сад Гефсиманский, представлявшийся чуть ли не лесом, оказался небольшим участком с несколькими деревьями, поразившими только мощными, причудливо извитыми стволами.
По вердикту ООН, Иерусалим в свое время был разделен (как и Берлин) на две части. Израиль объединил их. Но без всякой разделительной линии вы сразу поймете, когда попали в арабские кварталы. Европа словно враз сменяется Азией, с ее вечным гамом, неизвестно откуда берущимся мусором и толпами праздно шатающихся людей.
Не вникая в политические коллизии, замечу, что большинство арабов, настроенных не радикально, рады бы и дальше жить в Израиле, а не во все никак не рождающейся Палестине. Впрочем, так думают не все...
Некоторое время назад израильские власти передали под контроль палестинцев часть территорий, которые в будущем должны составить новое государство. Правда, пока это называется Палестинской автономией и правительством страны контролируется все меньше. Вифлеем, еще одна христианская святыня, как раз находится на уже подконтрольных палестинских землях. Дорога из Иерусалима в Вифлеем - каких-нибудь полчаса. Здесь все рядом.
Но уже на полпути дорогу перегораживают бетонные блоки и шлагбаум с подразделением израильских солдат. Здесь ежеминутно опасаются арабских террористов. И не без причин: терактов множество. Варварских и бессмысленных.
По ту сторону - палестинская полиция. Еще через пару сотен метров прекрасное шоссе вдруг превращается в пыльную дорогу. Нам объяснили, что палестинцы очень хотят заработать на праздновании 2000 года и Рождества и потому затеяли грандиозную реконструкцию Вифлеема. Удастся ли им это, понять трудно. Еще за два месяца до Рождества и как раз накануне сезона дождей весь Вифлеем представлял собой непролазный строительный котлован.
С трудом добравшись до места паломничества верующих - Храма Рождества Христова, - мы поняли, зачем так усердствуют арабы. И здесь были десятки автобусов с иностранными туристами, тысячи экскурсантов. Однако в Вифлееме никто не задерживался. Обстановка не располагала. Больше того, гости с Запада давали понять, что опасаются за свою безопасность.
Но эти теневые моменты, естественно, компенсировались посещением Храма Рождества Христова, воздвигнутого римским императором Юстинианом в VI веке. Кстати, здесь сохранился фрагмент мозаичного пола еще более раннего периода. Посетителей было в несколько раз меньше, чем в Иерусалиме, но в одном из приделов мирно шла служба, а невдалеке от входа священник благословлял верующих, добравшихся в эти святые места за тридевять земель в самый канун 2000 года...
Ощущение реальной нереальности не покидало нас еще долго. Оно и сейчас возвращается всякий раз, как только взглянешь на сделанные в тех местах фотографии. Прыжок в прошлое прочно оседает в памяти и в душе...
Аркадий РЫБАК.
Одесса-Тель-Авив-Иерусалим-Вифлеем.
На снимках:
- Колокольня в древнем Яффо.
- У Башни Давида.
- Вход в Храм Гроба Господня.
- Перед пещерой с гробом Христа.
Фото автора.
К оглавлению | Вверх | Подшивка |