К оглавлению
номера
К оглавлению


Записки фоторепортера

Михаил Рыбак

ОН БЫЛ КОРОЛЕМ ОПЕРЕТТЫ


О популярном артисте Одесского театра музыкальной комедии можно по сей день услышать самые противоречивые мнения. Одни считают его "выдающимся талантом", другие говорили, что он "берет публику" подделкой под одесскую блатную интонацию, что "нарочно" шепелявит, чтобы это звучало "специфически по-одесски", хотя те, кто знал его не только по сцене, но и в жизни, понимали, что это совсем не так. В Одессу Михаил Григорьевич приехал в достаточно зрелом возрасте и уже тогда в его речи (будь то в жизни, беседе с людьми или на сцене) выделялась эта своеобразная шепелявость. А создавая образы Мишки Япончика в спектакле "На рассвете" или Попандопуло в спектакле и кинофильме "Свадьба в Малиновке", чтобы до слез рассмешить публику, он действительно усиливал природную шепелявость, растягивал до определенной мелодичности слова. Но не это главное в творчестве Михаила Водяного, ибо об артисте судят по умению создать образ, держаться на сцене, уметь находить контакт с партнерами и со зрителями, увлекая их в тот мир, которым живут артисты в том или ином спектакле. А в этом Михаил Водяной был мастером высокого класса. В связи с этим вспоминаются слова великолепной актрисы, остроумной и, пожалуй, непревзойденной Фаины Раневской, которая говорила: "Кто сказал, что актеры играют? Ничего подобного! Играют на рояле, скрипке, играют, наконец, в карты, бильярд и прочие игры, а настоящий артист создает образ и заставляет зрителей верить, что на сцене - сама жизнь". За свою творческую жизнь Михаил Водяной создал десятки сценических образов, глубоких, жизненных, непосредственных, правдивых. Его по праву считали актером комического жанра, и Мишка Япончик, рожденный на сцене Одесской оперетты, стал тенью Водяного на долгие годы. А потом появился Водяной-Попандопуло в знаменитой "Свадьбе в Малиновке", которую зрители увидели не только на сцене, но и в кинофильме, собравшем в основном благодаря одному актеру миллионы зрителей. В лирическом трогательном спектакле "Мама, папа решил жениться" Водяной с не меньшим успехом создает образ доброго современного гражданина, в "Белой акации" он настырный рвач-моряк Яшка-буксир, но каждый из этих образов у Водяного не лишен юмористической оболочки, так же, как и, казалось бы, солидный образ Тевье-молочника в спектакле "Скрипач на крыше". Умение преображаться - великое мастерство. Тевье-молочник был уже образ не опереточный, а драматургический, и Водяной "на полном серьезе" сумел донести до зрителя не только драматизм жизни, но и тонкий юмор Шолом Алейхема, создавшего своего бессмертного героя Тевье, еврея-работяги, благородного отца семейства, который кормит не только хлебом насущным, но и своим неиссякаемым оптимизмом.

Водяной был великолепен и в концертных программах со своей супругой и неизменным партнером народной артисткой Украины Маргаритой Деминой. Они с успехом выступали в престижных залах Москвы, Ленинграда, многих городов огромного Советского Союза. Это были и республики Прибалтики, Закавказья, города Поволжья, Сибири, Средней Азии. Когда на Горьковском автозаводе узнали, что Водяной собирается приобрести их "Волгу", они подобрали для него автомобиль и выдали ему в лучшем виде и состоянии, тем более что к тому времени покупка уже была им оплачена. Согласно опять-таки специальному наряду, ибо приобрести новенькую "Волгу" по государственнной цене мечтали многие люди из самых разных сословий советского общества. И в том, что построено новое современное здание Театра музыкальной комедии, немалая заслуга Михаила Водяного. Достаточно было его имени, чтобы разные предприятия из самых разных городов страны помогли, обеспечили, доставили любые дефициты для строительства, облагораживания интерьеров Одесского театра. И совсем не случайно прекрасному театру присвоили имя короля оперетты Михаила Водяного. Многие коллеги, и не только молодые, начинающие, но и достаточно зрелые, опытные учились у него актерскому мастерству, умению перевоплощаться, а при необходимости импровизировать так, чтобы не отражалось на целостности спектакля.

И опять-таки не случайно Водяному, одному из немногих артистов оперетты, присвоили самое высокое в стране звание - народного артиста СССР. Михаил Григорьевич был не только талантливым, но и трудолюбивым, а эти качества дополняют друг друга. "Бал в честь короля" - спектакль- реквием, создан несколько лет назад и, видимо, еще долго не покинет репертуар Театра музыкальной комедии. В числе последователей Водяного - продолжатель его актерской школы, активный, искрометный народный артист Украины Владимир Фролов. Он во многих спектаклях исполняет роли, которые прославили в свое время Михаила Водяного.

На снимке автора -
Михаил Водяной в роли Мишки Япончика
в спектакле "На рассвете" в 1972 году.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка