К оглавлению
номера
К оглавлению


ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ МАНЕВРЫ

С недавнего времени, а точнее - с начала 1999 года, как говорит директор Буялыкского хлебоприемного комбината Сергей Кругловский, коммерческие структуры перестали везти зерно в Буялык. И это ощутимо сказывается на работе ХПК. За 10 месяцев им было принято только 21,6 тысячи тонн хлеба, а это втрое меньше, чем способна принять складская емкость. Отгружено и того меньше - 15,4 тысячи тонн. В сравнении с прошлым годом это примерно 50 %. Почему так? Неужели комбинат стал нежизнеспособным, сразу исчерпав вдруг свой производственный ресурс? Ведь до сего года он был "хлебным" местом, обеспечивал работой многих людей из района. Вообще нормально функционировал!


Причиной случившегося можно назвать тариф за уборку и подачу вагонов, который Одесское управление железных дорог повысило в 8 раз. Это потому, что стали подавать вагоны со станции Черноморская, а станцию Буялык вроде бы закрыли.

Но станция есть. Остались железнодорожники, начальство, только изменилась схема работы: Буялык теперь стал станцией- сдатчиком. Товарные кассиры и контролеры продолжают все так же взвешивать здесь вагоны и отправлять их. Зато подача, осуществляемая из Черноморского, увеличивает путь пробега на 10-20 км в одну сторону. Там, в Черноморском, осуществляется уборка вагонов, и потом их подают обратно, прогоняя снова 10 км. Эти дополнительные услуги и привели к удорожанию: раньше подача вагона обходилась в 90 гривен, теперь - в 750.

Государственного хлеба у нас практически нет. А тот, что есть, государство продает коммерческим фирмам. Их руководители с калькуляторами быстро соображают, что в Березовке, допустим, такая услуга стоит 123 гривны. Зачем же везти свое зерно на Буялык? Он отправляет свои составы в Березовку или в Одессу. А хлебоприемный комбинат остается без загрузки. Производство чахнет на глазах. В то же время директор Буялыкского ХПК дивится парадоксу! Если, например, он отправляет 2 вагона в Стрый, то оказывается, что по тарифам железнодорожной перевозки ему нужно заплатить за это 2 тысячи гривен, а за подачу этих вагонов под загрузку - 1560 гривен. За время пути коммерческий агент теряет на каждой тонне примерно 4 доллара. Естественно, что фирмы огибают станцию десятой стороной.

Теперь составы гремят в направлении элеваторов Ивановского (в с. Ротове) и Коминтерновского районов. Зачастую поезда формируются так, чтобы прямым вариантом быть выгруженными в Одесском порту. То есть прямо к борту подошедшего судна подаются вагоны, каждый из которых с помощью специальных зажимов краны поднимают над трюмом, и открываются лючки. Зерно сыпется само с высоты в грузовые недра теплохода. На такую операцию уходит 4-5 минут. Услуги Буялыкского ХПК при этом становятся малопривлекательными.

И все равно сюда могли бы свозить лишнее зерно, так как при прямой работе с флотом железнодорожники начинают зависеть от погоды так же, как и моряки.

- Управление железными дорогами сделало это без видимых мотивов, - говорит Сергей Кругловский. - Мы просим вмешательства Антимонопольного комитета, чтобы выяснить, откуда вдруг взялось такое новое положение.

Между тем дела на ХПК ухудшаются. Коллектив работает по четырехдневной системе и с укороченным рабочим днем. Кого только удается уговорить на отпуск без содержания, сразу же отпускают, не задерживая. Поэтому при норме за 10 месяцев 244,6 тысяч человеко-часов фактически отработано 70 % этой нормы. Уменьшается фонд заработной платы, поступления в бюджет. Возрастает необходимость в дотациях. А чтобы изменить ситуацию, нужно всего-то повернуть стрелку.

Адриан ВАСИЛЬЕВ.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка