К оглавлению |
Жене Катаеву было всего четырнадцать с небольшим, когда в Одессе большевики провели свою Октябрьскую революцию. 1918-1920-й - годы борьбы за существование и выживание в бурной череде событий гражданской войны в Одессе, где власть менялась четырнадцать раз. Большинство одесситов тогда перманентно голодало.
Женя видел, как изворачивается старший брат-фронтовик Валентин, чтобы прокормить семью, как "оттачивает" перо, попеременно прославляя то белых, то красных. Он тащил младшего брата на горбу, иногда наплевав на принципы, и заставлял учиться...
В 1921 году восемнадцатилетний Евгений Катаев (будущий
гениальный сатирик Е. Петров), поступил на работу в Одесский
уголовный розыск инспектором. Именно его выведет
А. Козачинский в повести "Зеленый фургон" под именем наивного
молодого сыщика Володи Патрикеева.
Молодому милиционеру работенка попалась тяжелая... Уже с июня 1921 года он был направлен агентом угро в Мангеймский район Одесского уезда, в немецкую колонию Мангейм, что была в километрах тридцати от Одессы. Район был запущенный, "аховый" с точки зрения соблюдения правопорядка. Его населяли на 40 % немецкие колонисты, которые очень враждебно встретили власть Советов. Вообще, под Одессой, между Одессой и Днестровским лиманом, находилось 15 немецких колоний: Мангейм, Эльзас, Баден, Кандель, Зальц, Френденталь, Петерсталь, Йосефсталь, Франссфельд, Мориенталь, Либенталь, Александерхилф, Гросс-Либенталь, Неибург, Люстдорф, где была своя обособленная, патриархальная жизнь, где на "чужого" смотрели с подозрением. Только с середины 20-го большевики стали разрушать вековые устои немецких колонистов.
В ходе антибольшевистского восстания летом 1919 года немецкие колонисты истребили носителей Советской власти, что грабили их хозяйства, и развернули наступление на Одессу. Карательные советские отряды вскоре потопили в крови это восстание, и немцы затаили злобу за смерть тысяч расстрелянных...
Кроме немцев до 30% населения составляли болгары, молдаване, евреи, греки... Украинские крестьяне тоже смотрели "волком" на новую власть, которая только чуть больше года удерживала этот район. Среди населения ходили слухи о будущем десанте в Причерноморье Антанты, Врангеля, о походе с Запада отрядов Махно, Петлюры, румынской армии... Страшный голод и разруха заставляли думать, что Советская власть не продержится до 22-го года.
В Мангеймском районе, только за июнь 21-го, произошло 21 убийство и вооруженный налет. На восемнадцатилетнего юношу свалилось сразу же 21 дело об убийствах, воровстве и грабежах. Поначалу Евгений погряз в потоке новых дел, но через полгода работы стал соображать, что 50%-я раскрываемость дел, это уже победа.
Через семь месяцев работы Евгений Катаев стал уже старшим агентом уголовного розыска, возглавив всю розыскную работу района, в его подчинении было еще 4 опера, а сам он "тянул" уже более сорока особо сложных дел одновременно, из них велось дознание по 17 убийствам. Лично Катаев выследил и арестовал двух убийц...
Тогда Катаева-младшего называли "одним из лeчших работников уезда", "политически развитым", "хорошим оперативником".
Но большинство дел было у Евгения о мошенничестве и хищениях. Так, в колонии Петерсталь объявился некий Сергей Гарин, он же Гринштейн, Гафт, он же Киса. Это был известный одесский вымогатель и аферист, не раз сидевший за решеткой. Вскоре Киса понял, что в Одессе его "каждая собака знает" и ему ничего не светит, кроме тюрьмы, и подался в селянскую глубинку, "на гастроли", предварительно запасшись поддельными документами.
Сначала он всплыл в Ананьеве как уполномоченный центральных профсоюзов и "Промгола". Ему удалось "вырвать" у местной власти шесть подвод с зерном в "помощь голодающему профсоюзу "Иглы". Но зерно, естественно, осело у одесских спекулянтов.
В 1922 году этот мошенник под видом инспектора Гарина прибыл в Мангейм на "служебном автомобиле", угнанном в Одессе, проверять "продовольственную работу". Подозрения вызывали его открытые наглые требования "отступных" - беззастенчивый рэкет.
Вскоре выяснилось, что никакого инспектора Гарина не существует, а есть мошенник Киса. На своем авто мошеннику все же удалось выехать из Мангейма, но вдогонку ему были посланы конные милиционеры Петров и Остапенко. Вскоре Киса был пойман и отправлен в Одессу, где надолго оказался за решеткой.
Небольшой степной район изобиловал вооруженными бандами, катакомбы и пещеры возле колоний Зальц, Гросс-Либенталь и Люстдорф кишели бандитами. Некоторые банды имели даже политические лозунги.
Наиболее крупные банды возглавляли "ветераны" гражданской: Бургард, Грубер, Шок, Щальц, полковник царской армии и колчаковский офицер Геннадий Орлов.
Эти степные банды были немногочисленными по составу - 10-35 человек, но мобильными и хорошо вооруженными. Весь личный состав банд был на конях, тачанках и использовал тактику махновцев. Бандиты занимались конокрадством, налетами на районные конторы, совхозы, пассажирские поезда, почты, банки, небольшие деревни.
(Продолжение следует.)
К оглавлению | Вверх | Подшивка |