К оглавлению |
ЙОС СТЕЛЛИНГ, КОТОРЫЙ ЛЮБИТ ЮМОР, ОЩУЩЕНИЕ ПОЛЕТА И НЕ ВЕРИТ В ХЕППИЕНД
Известный европейский кинорежиссер Йос Стеллинг из Нидерландов вошел в мир кино еще со своим первым фильмом "Марикен ван Неймеген", поставленным с непрофессиональными актерами и особым авторским стилем, который сразу же был замечен: в 1974 году этот фильм дебютанта включается в программу Каннского кинофестиваля. Международный успех и признание на родине в основном связано с его наиболее известными фильмами: "Иллюзионист" и последующим за ним "Стрелочником".
В нынешнем году дирекция киевского кинофестиваля "Молодость" пригласила Стеллинга возглавить работу жюри, что он с удовольствием для себя и делал в последнюю неделю октября. А для зрителей это стало возможностью познакомиться с его двумя фильмами - получасовым "Залом ожидания" (1996 г.) и последней работой нынешнего года "Ни поездов, ни самолетов". Ближе к завершению фестиваля, уже несколько уставший от насыщенных дней просмотров Йос Стеллинг - режиссер предстал под перекрестными вопросами журналистов, сразу же предупредив: "Лучшие пресс-конференции - это смешные пресс-конференции. Я постараюсь быть смешным, но вы должны мне в этом помочь". Впрочем, все вышло иначе.
- Господин Стеллинг, что вы узнали об Украине и об украинском кино за эту неделю?
- Я и раньше знал об Украине, еще когда учился в школе.
Мы знали, что Украина - это большая страна где-то в центре
Европы, но не знали, где именно. Еще мы знали, что это
страна, которая всегда страдала от своих соседей, - турков,
например. Об украинском кино я узнал лишь то, что увидел за
эту неделю. Я могу сказать, что, очевидно, у вас благодаря
короткометражным фильмам люди хотят снимать полнометражные,
- они их затягивают, делают длинными по времени. Но я
думаю, что это действительно проблема скорее финансовая, у
людей не хватает денег на полнометражные фильмы. Такие
аналоги есть и в Голландии, когда кинематографисты берут
деньги на короткометражный фильм, а потом растягивают его до
полнометражного.
- Какие вещи для режиссера являются главными при работе над фильмом?
- Есть разные виды режиссеров. Для меня главное, когда я начинаю делать кино, - это любопытство. Второе - это то, что ты должен сделать больше, чем можешь. Когда меня в Риге спросили: "Что нужно делать, чтобы создать хорошее кино?", - я ответил, что нужно найти много людей, которые могут это делать лучше, чем вы. То есть надо "вытянуть" это из людей. Конечно же, вначале я как режиссер даю инструкции людям, но они должны сами вносить что-то. Еще один критерий - это время. Вы снимаете фильм год-полтора, а у меня на это могут уйти годы. Например, в один день приходит идея - ты ее записываешь и откладываешь, во второй день нет, но ты все равно что-то записываешь, в третий день ты берешь эти две бумажки и приходит новая идея. Она - результат комбинаций первых двух дней и именно она привносит ощущение полета в режиссуру. Это очень приятное ощущение - чувство полета.
- Почему вы выбираете для фильмов столь грустные темы?
- Я считаю юмор самой главной вещью на свете. В своих фильмах я использую юмор для привлечения зрителей - он открывает сердца, и зрителю легче принять то, что фильм затрагивает. Но в то же время я не верю в хеппиенд: как в кино, так и в жизни. Я считаю, что в фильме должен быть плохой конец, но с хорошим чувством.
- Какой для режиссера Стеллинга является его символическая модель мира?
- Смерть нужно использовать как вдохновение для жизни.
- Почему в ваших фильмах не так много диалогов? Считаете ли вы, что текст - это не главное в кино?
- Да, я действительно не люблю, когда в фильме много говорят. Текст - он отсылает к мозгу, а кино - к сердцу. Я считаю, что кино ближе к музыке, нежели к литературе. Тексты, слова, диалоги - это лишь то, что раскрывает характер фильма, но не служит для него самого. Я обещаю, что в следующем фильме слов будет еще меньше.
- Отличается ли для вас показ фильма по телевидению от показа в кинотеатрах? И как вы смотирите на прогнозы, что кино в будущем полностью перейдет на телеэкран?
- Телевидение - это плохой способ распространения кино. Во-первых, нет того чувства, когда все вы сидите в зале вместе. Во-вторых, перед телевизором зритель не всегда способен прочувствовать эффекты, которые заметны на большом экране, - движение камеры, например. Я думаю, что телевидение - это лишь источник информации, но не более. Когда в тридцатых годах везде появилось кино, все думали, что это конец театра. Но тогда же начался его новый расцвет - Брехт. Сейчас происходит тоже между кино и телевидением.
- У вас не возникало желание увидеть ваши фильмы в театральных постановках?
- Один немецкий участник фестиваля попросил меня дать ему мой сценарий - он хотел поставить его в театре. Но я думаю, что он просто не понял фильм, поскольку его невозможно поставить в театре, - в фильме огромная территоряи и там просто нет этого пространства мизансцен, чтобы все это воплотить в театре.
- Какие у вас остались впечатления от киевского фестиваля "Молодость"?
- Ваш зритель - это просто замечательная публика, я смог в этом убедиться за дни фестиваля. Вашему городу нужно три- четыре и даже больше фестивалей: это обычная и нормальная практика для любого крупного города. В одной Италии, скажем, около 120 кинофестивалей.
- Вас не беспокоит, что ваши фильмы вряд ли рассчитаны на большой коммерческий прокат?
- Мой основной зритель - это фестивали и музеи. В мире много музеев, где на первом этаже есть небольшие кинотеатры, в которых постоянно демонстрируются фильмы. Причем залы всегда заполнены, несмотря на то, что там показывают европейское или некоммерческое кино. Я знаю, что к примерц во Франции или в Англии мои фильмы не очень известны, но есть разные страны, где люди их знают. Фильмы, которые я создаю, смотрятся на протяжении многих лет и даже через 10- 15 лет они могут быть проданы и попасть в прокат.
- Какое качество вам помогает создавать кино?
- Я считаю, чтобы творить какие-то вещи в искусстве, человек должен иметь самомнение. Конечно же, должна быть граница, за которую не следует переступать. Но самомнение - оно должно присутствовать во всем. Не бойтесь этого.
Олег МЕЛЬНИЧУК.
Киев-Одесса.
Фото Алексея САДИЛЕНКО.
P.S. Возможно, в ближайшее время одесские кинозрители
смогут открыть для себя неизвестное голландское кино в
рамках недели фильмов Нидерландов, которую планирует
Одесское объединение киноклубов. Наверняка среди фильмов
окажутся и работы Йоса Стеллинга.
К оглавлению | Вверх | Подшивка |