К оглавлению
номера
К оглавлению


КИНОФЕСТИВАЛЬ "МОЛОДОСТЬ"

ГИЙОМ ДЕПАРДЬЕ И ЕГО ИСТОРИИ

(КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАССКАЗАНЫ)

Возможно, когда-то в будущем, когда подойдет время расставлять точки над тем, что создано в кино на рубеже веков, кто-то и отметит, что самым значительным осталось то, что было неприметным.

Фильмы, которые не были замечены или провалились на престижных кинофестивалях... Режиссеры, которые никогда не учились на кинофакультетах университетов и не вписывались в привычные киностандарты... Или же актеры, которые никогда не стремились к актерской карьере, а занимались этим из других, более личных побуждений.

Молодой французский актер Гийом Депардье - сегодня, пожалуй, самый известный молодой актер Франции - тем не менее стал еще и тем, вокруг которого сошлись все противоречия его поколения и его времени.

Сын знаменитого актера, неизбежный груз славы и... ненависть к миру кино. Скандальный интерес масс-медиа к его личной жизни, время увлечения героином и тюрьма. Интерес к мотоциклам, скорости, и... автомобильная авария. Репутация "неуправляемого", внешняя агрессивность и непокладистость как защитная реакция на внутреннюю уязвимость. А в первую очередь - конечно же, талантливый и не похожий ни на кого актер, сыгравший за последнее время ряд ярких ролей и при этом с полным пренебрежением относящийся к своей актерской карьере и будущему вообще.

На последнем Киевском международном кинофестивале "Молодость-99" Гийом Депардье представлял свою последнюю роль в фильме Леоса Каракса "Пола X" - еще один рубеж в его жизни, после которого, кажется, ничего не возвращается на свои места.

- Сейчас заговорили о новом поколении французских актеров, к которым относят и Гийома Депардье. Есть какие-то особенности этого поколения?

- Я не считаю себя актером, я больше музыкант и автор. Я могу называть себя одиночкой, а занимаюсь этой профессией так же, как и музыкой. То, что меня интересует, - это рассказывать людям истории.

- Роли в кино - это те же истории?

- Я думаю, это будет просто издевательство над другими людьми: претендовать на то, что мы что-то знаем и рассказываем им то, что нам может быть известно лучше их. Это словно обманывать себя самого. Для меня актер - это тот, кто должен быть понимаем и кто должен уметь как-то передавать свои чувства другим.

- Какие роли считаете для себя главными?

- Мне все равно. То, что меня интересует, - это люди, с которыми я работаю.

- Есть ли фильм, возможно, когда-то подтолкнувший вас в кино?

- В кино меня никакие другие фильмы не подталкивали. То, что меня подталкивало, - это именно люди, с которыми я работал. Есть киношники, такие "кинематографические крысы", все время проводящие в синематеках, скажем, как Каракс, который увидел невообразимое количество фильмов. Я не кинематографист. Для меня - это удовольствие. И я получаю это удовольствие в фильмах, когда можно смеяться и даже когда можно плакать.

- Последний фильм Леоса Каракса "Пола X" с вашим участием вышел очень жестким и эмоциональным, заставляя совсем по- другому взглянуть на многие стороны жизни. Было ли то, что, может быть, изменило вас после этого фильма?

- Этот фильм длится два часа, я же отдал год жизни, работая над ним. Естественно, что я жил в нем, переживал очень многие вещи, страдания, боль. Об этом фильме нельзя говорить просто, как говорят с актером, потому что ты словно очень долгое время жил там. Я сделал этот фильм против всех: против моей семьи, против общего мнения других людей, потому что во Франции репутация Леоса такова, что он очень тяжелый, сложный, просто невозможный человек. Я в общем-то пережил все моменты, какие есть в этом фильме: я знаю буржуазное общество, я жил на дне общества, я провел полтора года в тюрьме, я достаточно "попутешествовал" в жизни. А то, что изменилось, - это то, что теперь никто не хочет со мной сниматься.

- Почему?

- Они боятся. Все думают, что мной нельзя управлять. Я ненавижу это слово: "управлять", потому что я не счет в банке, я человек. Если я кому-то или чему-то верю, то иду до конца и мне можно доверять. А в остальном - я трахаю весь этот мир, но таким, какой он есть. И мне все равно, как они это воспринимают.

- Что вы ощущали по окончании съемок "Полы X"?

- Я чувствовал себя изнеможденным. Да, это так, но это и есть удовольствие. Удовольствие не с точки зрения того, что я сыграл эту роль, а в том, что эта история должна быть рассказана. Но, честно говоря, за год съемок у мене не было особых причин для этого. Единственное удовольствие мне доставляет то, что вас интересует этот проект. Вчера я снова пересмотрел фильм, и мне здесь его понравилось смотреть больше, чем на Каннском фестивале. Здесь я его смотрел с позиций других ценностей, которых не было раньше.

- Как был принят фильм на Каннском фестивале?

- Очень тяжело. Это было очень утомительно: много интервью и кретины, которые ничего не поняли в фильме. И было приятно приехать в Украину и увидеть, что этот фильм принят совершенно по-другому. В Японии было так же. Этот фильм очень хорошо принят во всем мире, кроме Франции.

- Какие впечатления вас еще удивили за то время, что вы находитесь в Киеве?

- Здесь все очень отличается. Мне хорошо здесь. Мне сказали здесь, чтобы ощутить атмосферу жизни, нужно пойти к людям домой, ощутить атмосферу богемы у людей дома. Мы, латинцы, все по-другому делаем и по-другому себя выражаем. В Париже всегда нужно что-то показывать. Франция - это всегда искусство декаданса, но это искусство.

- Фильмы Каракса - это всегда фильмы о свободе и любви. Что для вас означает свобода?

- Фильмы Каракса говорят не о свободе, а скорее о том, что наши чувства значительно сильнее, чем мы сами. Мы не можем бороться против себя самого, даже если ты провел за этим всю жизнь. Это не очень оптимистично, но это так. А свобода? Я думаю, что этого не существует.

- На экране и в жизни вы все-таки кажетесь свободолюбивым.

- Нет, скорее я очень верный. Наверное, не столько верный людям, сколько своим идеям. То, что я выбрал для себя, - я выбрал по зову сердца, и поэтому не могу это игнорировать. Если я чувствую какие-то обязанности, то должен их соблюдать, быть со своими идеями.

- А обязанности перед людьми?

- Я не люблю людей. Не люблю каждого человека по отдельности, я люблю индивидуальность. Не люблю толпы, не люблю массы, - на меня это оказывает какое-то давление. Для меня, когда люди объединяются больше, чем вчетвером, - это уже какая-то банда.

- Какие качества вы цените в других?

- Искренность. Молчание. Умение смотреть на кого-то и вникать. И еще одно самое большое качество - умение быть в тени. Это очень сложно.

- Как вы относитесь, когда ваши роли отмечают официальными наградами, например Сезаром в 1995 году?

- Это как в школе, когда тебе ставят хорошие отметки. Мне плевать, честно говоря, на них.

- Что раздражает в общении с журналистами?

- К несчастью, уже нет ничего такого, что могло бы меня раздражать. Мне бы хотелось быть больше в гневе, но я уже ко всему привык.

- Есть ли нечто, что может вывести вас из себя?

- Сейчас - нет, уже ничего. Раньше - да. Я мог бы убить, если бы у меня были свои какие-то причины на это. Если бы я не сделал всего, что делал до сих пор, то, может быть, я стал бы Гитлером... Мне никто не причиняет неудобств, никто меня не достает. 28 лет меня доставали и поняли, что у них ничего не получится.

- Если бы не было кино и музыки, чем бы хотелось заниматься?

- Создавать мир.

Олег МЕЛЬНИЧУК.

Фото Алексея Садиленко.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка