К оглавлению |
НАУЧИТЬСЯ ПРЕДЛАГАТЬ СЕБЯ
Предвыборной лихорадкой Украина благополучно переболела. Хотя, если честно, особенно сильной температуры, кризисов, эмоций и накала борьбы ни многочисленные наблюдатели, ни сами украинцы в этот раз не ощущали - так, 37,2о : кое-где кто-то развесил какие- то плакаты (а зачастую и не развесил), по ТВ иногда показывали "Великi перегони", на Привозе в день выборов все утро призывали голосовать за свое будущее...
На самом деле активно и довольно-таки профессионально
проводила предвыборную кампанию разве что команда
действующего Президента. Предвыборные штабы остальных
кандидатов не нашли ни нужных слов, ни действий даже для
того, чтобы хотя бы выделить своего претендента среди
десятка других, не говоря уже о том, чтобы кардинально
завоевать симпатии избирателей. Единственными
действительно запоминающимися действиями предвыборной
борьбы стали, пожалуй, разве что взрывы на выступлении
Натальи Витренко и ошеломляющие телодвижения союзников по
"каневской четверке". Но, наверное, нельзя сказать, что
эти события были задуманы с тем, чтобы поднять престиж
задействованных в них кандидатов - отнюдь!
Судя по одесским событиям, почти все предвыборные штабы в регионах до последнего находились в состоянии анабиоза, почти все немногочисленные акции, которые все- таки проводились, с коммуникативной точки зрения были подготовлены довольно безграмотно, наблюдались забавные и порой даже глупые проколы.
В общем, невзирая на достаточно серьезные претензии, которые сегодня предъявляют власти проигравшие кандидаты (например, по поводу информационной блокады), сегодня в Украине никому их, кандидатов, особенно не жаль. Как мог выиграть выборы тот же А. Мороз или Е. Марчук, если их штабы в Одессе практически находились в спячке даже в СЕНТЯБРЕ(!) - то-есть за считанные недели до решающего события. В то время, как в любом учебнике по пи-ар можно прочесть, что предвыборную агитацию необходимо начинать как минимум хотя бы за полгода!
Некоторые аналитики сегодня считают, что Леонид Кучма выиграл борьбу за президентское кресло не в последнюю очередь потому, что отбросил свои амбиции и прислушивался к советам наемных (украинских и зарубежных) профессионалов по паблик-рилейшнз. В то время, как его самые серьезные оппоненты полагались больше на зачастую откровенно льстивые мнения "советников" из числа своих старых, проверенных "партаигеноссе", не владеющих столь современными методами воздействия на общество.
А по поводу жалоб на информационную блокаду и недостаток денег - даже у нас в Украине есть немало примеров того, как абсолютно не богатые и никому не известные организации за короткий срок блестяще добивались успеха, точечно и верно используя в обществе методы пропаганды. К тому же информационная блокада перед выборами-99 если и была, то в том числе и по причине неумения многих кандидатов эффективно работать со средствами массовой информации. Уверяем вас, что множество газет и телерадиокомпаний в Украине имели полную возможность и хотели бы участвовать в предвыборной кампании. Просто никто не сделал им предложения, от которого они не смогли бы отказаться.
А в это же время штаб Леонида Кучмы опробовал на избирателях удачные пропагандистские ходы: показ телевизионных ужасов войны в Чечне (как контраст сегодняшнему миру в Украине), активное воздействие на молодежь, предварительные студенческие и телевизионные выборы с оглашением их результатов, выплаты долгов по зарплатам и пенсиям, безпрерывные поездки по регионам, демонстрация популярных антикоммунистических фильмов и передач по ТВ и многое другое.
Теперь все мы с облегчением вздохнули. Даже те, кто не особо желал победы Леониду Кучме. Все равно, как бы там ни было - выборы прошли без обещанных катаклизмов и разворотов общества на 180 градусов. Теперь мы снова ждем. Ждем обещанного ухудшения в экономике. Ждем обещанного раскола страны на "красных" и "белых" (37 % голосов за коммунистов - это очень серьезный результат). Уже ждем следующих и, как обещают, переломных для Украины президентских выборов 2004-го года.
В общем, ждем, что когда-нибудь и у нас все изменится к лучшему.
Евгений СТЕБЛИВСКИЙ.
Рисунок А. СУХАРЧУКА.
К оглавлению | Вверх | Подшивка |